27.06.2020 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная

27 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 602. Пречистенская набережная

На Хотевском плане 1852 года нынешняя Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, на плане 1881 года уже появился топоним Пречистенская набережная, а спустя год прибрежный участок ближе к Кремлю получил название Набережная Храма Христа Спасителя (ещё до освящения храма).

При советской власти обе набережные были объединены в Кропоткинскую, названную именем географа и революционера-анархиста Петра Кропоткина. Когда в начале девяностых в Москве началась кампания по возвращению исторических названий, на месте храма был бассейн, поэтому логично, что Кропоткинскую набережную не стали дотошно делить на две, как было до революции, и весь левобережный участок реки между Большим Каменным и Крымским мостами стал Пречистенской набережной.


Пречистенская набережная, 1 — доходный дом строился для электротеатра (синематографа) (1912-1914, архитектор Сергей Гончаров), школа-интернат № 37


Пречистенская набережная, 3с1 — детский приют, Дом детских трудовых артелей, состоящих под покровительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны (1913, архитектор И.Бондаренко), в 1960-е годы здесь находился Американский клуб, который посещали работавшие в Москве иностранцы, сейчас в этом доме — временная резиденция посла Австралии в России.


Пречистенская набережная, 5, 7 — жилой комплекс «Кленовый дом» (2014) на месте бетонного завода

До революции на набережной располагалась текстильная и бумажная Ново-Бутиковская фабрика, основанная в середине XIX века купцом-старовером Иваном Бутиковым. А в тридцатые годы заработал Бетонный завод № 8 Дормостснаба, предназначавшийся для обеспечения бетоном строительства Дворца Советов.


Пречистенская набережная, 9 — административное здание (1995, совместный проект российских и финских архитекторов)


Пречистенская набережная, 11с2


Пречистенская набережная, 11 — Ермаковское техническое училище (1904-1906, архитекторы Николай Фалеев и Николай Марков), первое в Москве здание, при строительстве которого были использованы железобетонные основания и сваи. Учебное заведение было открыто на средства текстильного фабриканта Флора Ермакова, который завещал три миллиона рублей на благотворительные нужды. В советское время Московский энергетический техникум готовил специалистов-энергетиков высокой квалификации, сейчас он называется Московским экономико-энергетическим колледжем.

Большой участок вдоль набережной занимала Водная станция с огороженными бассейнами для плавания и игры в водное поло, вышками для прыжков в воду, причалами для лодок, зрительскими трибунами.


Пречистенская набережная, 13с1 — ресторан


Пречистенская набережная, 13с3 — хозяйственное строение


Пречистенская набережная, 15 — Товарищество мануфактур Бутикова. Мануфактура с шерстоткацким, набивным и красильным производством. В сохранившийся ансамбль входят три здания: производство (1917, архитектор Адольф Кнабе), казармы для рабочих (1891), котельная (1896).

Фасад до и после реставрации


Пречистенская набережная, 17 — жилой комплекс «Баркли Плаза» (2008, «Сергей Скуратов architects»)


Курсовой переулок, 15 — жилой дом (1930) построен на месте лесного склада

Напротив этого дома Москва-река была перегорожена Бабьегородской плотиной с организацией судоходства по Водоотводному каналу, выкопанному в 1783-1786 годах. Гидротехнические сооружения позволяли регулировать уровень воды в Москве-реке, но с поставленной задачей справлялись не всегда: в апреле 1908 года произошло чудовищное пятидневное наводнение, затопившее пятую часть города. Лишь при советской власти проблема наводнений была решена вводом в эксплуатацию системы шлюзов канала Москва-Волга и Бабьегородскую плотину демонтировали за ненадобностью.


Пречистенская набережная, 19 — жилой комплекс Course House (2007-2010, архитекторы Аркадий Пантиелев и Родион Пантиелев)


Курсовой переулок, 9 — дореволюционный доходный дом


Пречистенская набережная, 29 — дом и картинная галерея Ивана Цветкова (1899–1901, архитекторы Лев Кекушев и Василий Башкиров, художник Василий Васнецов). Иван Цветков собирал картины русских художников в течении двух десятилетий и, когда коллекция перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке, решил открыть картинную галерею. В 1898 году коллекционер приобрёл у мещан Квасниковых «пустопорожнее место» на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной, сам составил план будущего дома с точным расположением комнат.

Живописец Васнецов подготовил эскизы дома в виде сказочного терема в неорусском стиле, Кекушев выполнил архитектурный проект, а строительные работы курировали архитектор В.Башкиров и инженер Б.Шнауберт. Двухэтажное здание галереи напоминает сундучок, богато украшенный деталями древнерусского зодчества XVII века — характерными по форме наличниками, филенками с многоцветными изразцами, преувеличенно широким поясом «поребрика» над окнами второго этажа, узорными подзорами. Все выступающие над гладью стены декоративные детали окрашены в белый цвет. К дому были подведены водопровод и канализация, устроено отопление дровами.

Интерьеры комнат и залов также были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова, в залах экспонировались рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К.Брюллова, А.Лосенко, П.Федотова, В.Маковского, И.Левитана, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова: в 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур. В 1909 году Иван Цветков передал собрание картин и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве с условием пожизненного проживания в особняке.

После Февральской революции картинная галерея была национализирована и открыта для свободного доступа посетителей. Советская власть оценила значимость цветковской коллекции и присоединила её к фонду Третьяковской галереи. Затем часть коллекции рисунков и свыше 100 картин оставили в Государственной Третьяковской галерее, а 300 полотен передали в Государственный музейный фонд с распределениям по другим музеям РСФСР.

В годы Второй Мировой войны советское командование сотрудничало с французскими военными, которые покинули оккупированную фашистами родину и продолжали сопротивление в качестве легионеров. В 1942 году в особняке Цветкова разместилась французская «Военная миссия» во главе с генералом Эрнесто Пети, курировавшего формирование авиаполка «Нормандия — Неман». В настоящее время апартаменты занимают французские дипломаты.


Курсовой переулок, 7с1 — Консульский отдел посольства Швейцарии. Историческое здание насосной станции Сандуновских бань сохранилось, но его затруднительно разглядеть за разросшимися деревьями. Две водоподъёмные машины «Компаунд» насосной станции могли закачивать в резервуары Сандуновских бань 20 000 вёдер воды в час.


Пречистенская набережная, 33 — особняк архитектора И.Мазурина, который построил дом по собственному проекту (1886), сейчас — посольство Мадагаскара


Пречистенская набережная, 35 — особняк А.Левенсона (1897), сейчас — резиденция посла Сирии


Курсовой переулок, 1 — доходный дом Перцовой (1907, художник Сергей Малютин, инженер Борис Шнауберт, архитектор Николай Жуков) по богатству оформления фасада превзошёл картинную галерею Цветкова. Здание было построено по заказу инженера Петра Перцова, который оформил владение на свою супругу Зинаиду Перцову.

Так как доходный дом предназначался для проживания художников, в его создании поучаствовали многие известные представители творческой интеллигенции — в жюри архитектурного конкурса входили такие мэтры, как Виктор Васнецов, Василий Суриков, Фёдор Шехтель, Василий Поленов. Хотя конкурс выиграл Аполлинарий Васнецов, заказчик отдал предпочтение Сергею Малютину, который продвигал «русский стиль» в искусстве, являлся автором иллюстраций к сказкам Пушкина и создателем первой куклы матрёшки, состоящей из нескольких вложенных друг в друга деревянных фигурок (в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшки получили золотую медаль как образец национального искусства).

При строительстве доходного дома было использовано находящееся на участке трёхэтажное здание 1886 года, к которому со стороны набережной пристроили четырёхэтажный особняк, а вдоль переулка — боковой корпус. Архитектором проекта выступил Николай Жуков, сумевший объединить художественный замысел Малютина в цельный и гармоничный ансамбль. Руководителем строительства был назначен инженер Борис Шнауберт. Работы велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству.

В оформлении фасада гармонично объединены мотивы европейской готики, скандинавского северного модерна и национального русского зодчества XVII века. Для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава», внутренние интерьеры в русском стиле с обилием резных деревянных элементов выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари.

В разные годы квартиры и студии арендовали художники Константин Игумнов, Борис Пронин, Никита Балиев, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман, здесь жил и Сергей Малютин, оборудовавший в подвале хранилище своих работ, а Пётр Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной.

В 1908-1909 годах в подвале работало богемное кабаре «Летучая мышь» — неформальная площадка для представлений актёров Художественного театра. По распространённой легенде, во время осмотра помещения на организаторов кабаре Никиту Балиева и Николая Тарасова вылетела летучая мышь, — так и возникло название театра. Только на этой сцене зрители могли увидеть, как Константин Станиславский демонстрирует фокусы, Василий Качалов танцует польку, Владимир Немирович-Данченко дирижирует оркестром, а Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов показывают приёмы французской борьбы.

После Октябрьской революции дом был национализирован, Пётр Перцов, являвшийся хранителем ценностей храма Христа Спасителя, осуждён за содействие церкви и его квартиру занял революционер Лев Троцкий. Другие апартаменты заселили партийные деятели и военнослужащие. В 1935 году согласно генеральному плану реконструкции Москвы дом Перцовой и другие здания вблизи храма Христа Спасителя подлежали сносу. На их месте должна была расположиться площадь Дворца Советов, но проект не был реализован и исторические постройки уцелели. «Дом-сказку» расселили в 1970-е годы с передачей здания управлению по обслуживанию дипломатического корпуса Министерства иностранных дел.


Славянское божество Ярило наблюдает за битвой Быка и Медведя


Балконные кронштейны в виде драконов


Мифологические птицы Гамаюн, Феникс и Сирин охраняют подъезды дома


Пречистенская набережная, 45с1 — доходный дом (1898, архитектор С.Калугин)


Вид со двора


Пречистенская набережная, 45с4 — доходный дом (1903, архитектор В.Мясников)


Храм Христа Спасителя был основан согласно манифесту императора Александра I в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Первая попытка возведения храма на Воробьёвых горах по проекту Витберга завершилась неудачей и в 1832 году новый император Николай I поручил архитектору Константину Тону начать строительство на Пречистенке, для чего пришлось снести Алексеевский женский монастырь. 40 лет строители, скульпторы и художники трудились над созданием этого грандиозного здания.

После Октябрьской революции начались смутные времена, церковные ценности были изъяты, а храм приговорён к уничтожению, чтобы на его фундаменте возвести самое высокое здание в СССР — Дворец Советов. Начавшееся строительство прервала Великая Отечественная война.

Лишь в 1960 году в заброшенном котловане открылся уникальный плавательный бассейн «Москва» — самое современное спортивное сооружение, в котором можно было купаться в любое время года и к которому санэпидстанция ни разу не предъявляла претензии по качеству воды. Бассейн «Москва» прекратил работу в 1994 году по причине накопившихся проблем: рыночная стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты, подошёл срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства, а испарения бассейна негативно влияли на фундаменты окрестных исторических зданий. На его месте был воссоздан исторический храм Христа Спасителя, но из современных материалов и по новым технологиям.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: храм Христа Спасителя, город на память, прогулки по Москве, Пречистенская набережная.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.