17.07.2020 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки

17 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки

Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы — Москву и Санкт-Петербург, в 1817-1822 годах была проложена трасса Петербургского шоссе. Город — колыбель революции — в советское время получил имя Ленина, соответственно и шоссе было переименовано. В 1957 году пятикилометровый городской участок шоссе от Белорусского вокзала до метро «Сокол» стал Ленинградским проспектом. Царский дворец, фабрики и доходные дома, конструктивизм и сталинский ампир, гостиницы, стадионы, театр и аэропорт — в архитектурном плане Ленинградка остаётся интереснейшей магистралью, несмотря на недавние значительные утраты.

Тверской путепровод через Алексеевскую ветку Московской железной дороги (1904, инженер И.Струков, реконструкция 1946, инженер Н.Ермолин, архитектор И.Ройтенберг) построен по образцу сооружений Венской железной дороги и стилизован под морской причал, декорированный башенками-маяками.

В 1933 году на московских улицах появился новый вид общественного транспорта — троллейбус. У него было, как минимум, два очевидных преимущества перед конкурентами: троллейбус вмещал больше пассажиров, чем автобусы того времени, и был экономичным, как трамвай, но не требовал расходов на прокладку рельсов. Считается, что идея запуска троллейбусного движения в Москве принадлежит одному из Первых секретарей Московского горкома — то ли Лазарю Кагановичу (чьим именем назван первый советский троллейбус «ЛК»), то ли сменившему его на этом посту Никите Хрущёву (который принимал троллейбус на испытаниях).

Первые две машины «ЛК» были выкрашены в тёмно-синий цвет, который станет традиционным для московских троллейбусов. Троллейбус имел деревянный кузов с обшивкой бортов металлическими листами, салон выгодно отличался от аскетичных трамваев — пассажиры сидели на 37 мягких креслах с зимним подогревом электрокалориферами, а двери пока открывались вручную: передние — водителем, задние — кондуктором.

Первая в Москве и СССР троллейбусная линия связала Тверскую заставу (Белорусский вокзал) и село Всехсвятское (Сокол). На момент открытия 15 ноября 1933 года значительная часть линии была однопутной, а гараж для троллейбусов даже не был построен. Интересно, что движение торжественно открыл один-единственный троллейбус, потому что второй экземпляр некстати сломался.

Троллейбусы вытеснены автобусами


Ленинградский проспект, 1 — жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга (конец 1930-х годов, архитекторы М.Готлиб, Б.Мезенцев и А.Хилькович, реконструкция 1949-1952).

По первоначальному проекту объёмно-пространственную композицию здания составляли центральная восьмиэтажная часть и боковые девятиэтажные крылья, уходящие вглубь дворового пространства. Такое расположение здания обеспечивало наилучшие условия инсоляции корпуса. После возведения здания планировалось обустроить обширный двор с детской площадью, сквером и хозяйственными службами. На первом этаже располагались магазины, а остальные этажи были заняты двух- и трёхкомнатными квартирами.

К 1953 году в ходе реконструкции строение приобрело иную объёмно-пространственную композицию, которую составили основной шестиэтажный П-образный в плане объем и дополнительный двухэтажный с антресолью объём, установленный на открытой площадке основного объёма в его центральной части и завершённый четырьмя прямоугольными башнями.


Подземный переход под железнодорожными путями к турникетам пригородных электричек


Нижняя улица, 3 — конструктивистский жилой дом (1928)
Вдоль железной дороги в сторону ипподрома ведёт Нижняя улица, носившая когда-то полное имя Нижняя улица Тверской Петербургской Слободы.


Нижняя улица, 5 — конструктивистский жилой дом (1930)


Ленинградский проспект, 2 — жилой дом Белорусско-Балтийской железной дороги (1935-1938, архитектор Д.Фридман) и Ленинградский проспект, 4 — жилой дом 1964 года состыкован со сталинкой, решение рациональное, хотя и чрезмерно эклектичное.


Ленинградский проспект, 8 — Московский часовой завод № 2 «Слава» основан в 1924 году в результате слияния Московского радиотелеграфного завода, электромеханических и часовых мастерских. Первый заводской корпус был построен в 1930 году по проекту архитектора А.Юганова, а новый корпус возведён в конце шестидесятых по проекту Валентина Степанова, многие горожане заглядывали в это здание в часовой магазин или в мастерскую по ремонту часов, которые занимали первый этаж.

Советские часовщики освоили массовое производство карманных, стенных, автомобильных и шахматных часов, ходиков, будильников, уличных электрочасов. В 1950-х годах появилась марка «Слава». В 2008 году завод был выведен на Калужскую, а на Ленинградку вскоре пришли экскаваторы, чтобы создать пустырь вместо производственного комплекса. По мнению пользователей wikimapia.org, снос лоббировал мэр Юрий Лужков и после его отставки у застройщиков возникли трудности.


Ленинградский проспект, 8с10 — дореволюционное строение


Ленинградский проспект, 10 — жилой дом (1940, архитектор Виктор Биркенберг) был завершён уже после смерти Биркенберга, арестованного в 1938 году по обвинению в шпионаже и расстрелянного на полигоне в Коммунарке. Первоначальный проект создавался для кооператива РЖСКТ «Культурный быт», затем у дома появился новый заказчик — Наркомат финансов и другие авторы — архитектор Б.Тарелин и конструктор В.Николаев. Считается, что окончательная сдача дома в эксплуатацию состоялась лишь в 1949 году.


Ленинградский проспект, 12 — жилой дом табачной фабрики «Ява» (1939-1943, архитектор И.Маркузе)


Ленинградский проспект, 14с1 — жилой дом кооператива «Новая Москва» (1924—1928, архитекторы Н.Колли и С.Кожин, надстройка 1956, архитектор Н.Селиванов)


Ленинградский проспект, 14с2 — строение 1917 года


Ленинградский проспект, 14с7 — последний деревянный дом на Ямском поле используется для нужд ЖКХ

Современная коммунальная техника на Ленинградском проспекте

А такие поливальные машины трудились в 1950-е годы


Ленинградский проспект, 3с1 — воинская часть НКВД (1932), Высшая Краснознамённая школа КГБ СССР, Пограничная академия ФСБ РФ


Ленинградский проспект, 5с7 — цинколитейный завод Георга Поля (1877, архитектор Н.Шустов)


Ленинградский проспект, 5с8 — доходный дом И.Юрасова (1898, архитектор С.Воскресенский) и Ленинградский проспект, 5с2 — доходный дом с панорамным остеклением мастерских художников на восьмом этаже (1911), первоначальный готический декор фасада утрачен.


Ленинградский проспект, 5с1 — доходный дом (1880-е годы)


Ленинградский проспект, 7 — первая в Москве фабрика-кухня МОСПО № 1 (1926-1929, архитектор А.Мешков, МОСПО — Московский союз потребительских обществ). Здание проектировалось с учётом поточного приготовления блюд и производства полуфабрикатов. В подвальном этаже размещались склады, холодильники и другие подсобные помещения, на первом — главная кухня, магазин-кулинария и закусочная, а второй этаж занимали три обеденных зала на 1200 человек.

Как писал в 1931 году журнал «Пролетарское фото», «Общественное питание — путь к коренному улучшению снабжения рабочих масс, устранению текучести рабочей силы и выполнению промфинплана. Фабрика-кухня № 1 в Москве обладает пропускной способностью в 30.000 обедов в сутки и обслуживает восемь крупнейших заводов». Позднее в здании размещался ресторан «Спорт», а начиная с семидесятых годов — Институт прикладной механики (ИПРИМ) РАН, сейчас помещения разделены между научными сотрудниками и частными арендаторами.


Ленинградский проспект, 9 — жилой дом (1949)


Ленинградский проспект, 11 — административное здание Мосгоргеотреста (1957, архитекторы А.Курносов, М.Хажакян, А.Дмитриева), одновременно во дворе к нему была пристроена жилая кирпичная девятиэтажка. В 1929 году архитектор А.Юганов построил здесь конструктивистское здание для конторы «Моспроект», но вскоре появились планы реконструкции под размещение отдела проектирования Моссовета и управления киностудии «Межрабпомфильм», однако проект законсервировали и к строительным работам вернулись лишь после войны.


Ленинградский проспект, 13с1 — жилой дом работников фабрики «Большевик» (1949, архитектор А.Митлаевский) с запутанной историей строительства, которое началось в 1935 году по проекту А.Кеслера и Б.Блохина. Первоначально дом предназначался для работников «Мосфильма» и должен был стать частью соседнего дома № 11, но стройку заморозили и продолжили в 1939 году с новым заказчиком — авиационным заводом № 39 имени Менжинского при участии других архитекторов, однако работы прервала начавшаяся война. Лишь после Победы долгострой был завершён и в него вселились сотрудники кондитерской фабрики «Большевик».

Прохождение парадной колонны бронетехники

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.