08.11.2020 13:34

«Город на память». 624. Рогожская слобода

8 ноября 2020 года
Фотопроект «Город на память». 624. Рогожская слобода и Рогожское кладбище

Основанная в XVIII веке Рогожская старообрядческая слобода стала центром культурной и духовной жизни московских старообрядцев — православных верующих, не принявших церковную реформу патриарха Никона. Несмотря на сложные отношения с официальной Церковью, многие из них занимали высокие государственные должности, стали известными промышленниками, учёными и меценатами.

За Рогожской заставой вырос огороженный деревянным забором городок с четырьмя храмами, шестью богадельнями, больницей, училищем, богословским институтом и типографией, в поселении проживали 1600 человек. Своим возникновением Рогожская старообрядческая слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей земли и разрешившей строить церкви в благодарность за вклад старообрядцев в борьбу с эпидемией чумы.

Смотрите старые фотографии: Рогожская слобода. 1912-1920 гг.: https://pastvu.com/p/6581

Русско-турецкая война 1768-1774 годов завершилась для Российской империи победоносным выходом к Чёрному морю, в её состав вошли первые земли в Крыму — порты Керчь и Еникале. Но успехи армии и флота были омрачены страшным заболеванием, проникшем в 1770 году в Москву вместе с ранеными солдатами и трофейными обозами. Одними из первых жертв эпидемии чумы стали пациенты военного госпиталя в Лефортове. Предпринятые карантинные меры оказались запоздалыми, «моровая язва» уже распространилась по городу, а московский генерал-губернатор Пётр Салтыков предпочёл сбежать в своё загородное имение.

Граф Григорий Орлов, прибывший в Первопрестольную по приказу императрицы Екатерины II, взял ситуацию под контроль, ужесточил карантин и подавил восстание простолюдинов, вошедшее в историю как «чумной бунт». Выполняя указ императрицы «умерших от болезни по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом на выгонных местах», в 1771 году за городской чертой образовались новые кладбища — Пятницкое, Ваганьковское, Преображенское, Рогожское.


Памятный знак жертвам чумы

Считается, что первым умершим чумным, похороненным на Рогожском кладбище, стал купец-старообрядец Матвей Сумнин, скончавшийся 11 сентября 1771 года. Уже после завершения эпидемии на погосте обрели последний приют многие представители нескольких поколений знаменитых и малоизвестных старообрядческих родов — купцы, священники, крестьяне.

Под старообрядцами понимают православные религиозные общины, которые в XVII веке не приняли церковную реформу патриарха Никона. Среди старообрядцев, вписавших свои имена в историю Российской империи, — купцы Шелапутины, книгоиздатель Козьма Солдатёнков, фарфорозаводчик Матвей Кузнецов, текстильные фабриканты Рябушинские и многие другие.

Смотрите старые фотографии: Рогожское старообрядческое кладбище. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/51516

Смотрите старые фотографии: Старообрядческий крестный ход. Верующие направляются на Рогожском кладбище. 1906 год: https://pastvu.com/p/6588

В ХХ веке Рогожское кладбище перестало быть только старообрядческим, а самые ранние надгробия были уничтожены в первые десятилетия советской власти. Распиленные надгробные камни использовались при облицовке набережных Москвы-реки и строительстве станций метрополитена.

До наших дней здесь сохранилась усыпальница семьи Морозовых. Основателем династии стал Савва Морозов — крепостной крестьянин, который с юности брался за любую работу и смог на накопленные деньги выкупить себя и семью из крепостной неволи. Предпринимательскую деятельность он начал с небольшой ткацкой мастерской, а его сыновья продолжили дело и создали в России сеть ткацких и красильных мануфактур. Помимо большого вклада в экономику страны, Морозовы вошли в историю благотворительными делами: на их средства построены Морозовская детская больница на Шаболовке и корпуса клинического городка на Девичьем поле, меценаты Морозовы платили стипендии студентам, щедро помогали Московскому художественному театру, основали первую в Москве бесплатную библиотеку — читальню имени Тургенева, а коллекция Ивана Морозова из 600 картин французских импрессионистов украсила залы ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажа.

Захоронение старообрядческого духовенства располагается на возвышенном месте за старинной оградой, здесь можно увидеть ряды чёрных саркофагов и белых восьмиконечных крестов. Под ними покоятся старообрядческие архиепископы Антоний, Саватий, Аркадий, Конон, Иринарх, Иосиф, епископы Анастасий и Геронтий, священники и монахи.


На Рогожском кладбище можно почтить память героев Великой Отечественной войны, возложить цветы к мемориалу защитникам Москвы, которые умерли от ран в госпиталях в 1941 году.

Долгое время Рогожская слобода сохраняла патриархальный жизненный уклад, а в советское время территория Рогожского посёлка была занята общежитиями и различными организациями. После 1997 года началась передача Церкви рогожских строений, реставрация и ремонт обветшавших зданий при содействии московских властей. Теперь здесь размещается Духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище.


Святые врата


Южные врата

Смотрите старые фотографии: Южные врата. 1906 год: https://pastvu.com/p/427058


В 1771 году в разгар эпидемии на Рогожском старообрядческом кладбище была сооружена первая деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца, спустя пять лет заменённая на каменный храм. В 1854 году Никольский храм отобрали у старообрядцев в пользу единоверцев, после чего полностью перестроили по проекту архитектора Василия Карнеева. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веке русско-византийскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами кокошников относятся к более раннему периоду.

Смотрите старые фотографии: Единоверческая церковь святого Николая Мирликийского. 1883 год: https://pastvu.com/p/638071


Проект главного кафедрального собора подготовил знаменитый русский зодчий Матвей Казаков, немало преуспевший в украшении Москвы в годы правления императрицы Екатерины II. Впрочем, митрополит Санкт-Петербургский Гавриил запретил раскольникам возводить столь огромный храм и размеры сооружения пришлось уменьшить. И даже с учётом этого ограничения открывшийся в 1792 году собор Покрова Пресвятой Богородицы считался самым большим в Москве до постройки храма Христа Спасителя и мог вместить 7000 верующих.

Фасады здания были оформлены скромно и строго, а внутренние интерьеры поражали богатым убранством: стены и своды расписали палехские мастера, помещения освещались лампадами и паникадилами из бронзы, серебра, золота, в храме хранилось более 1500 икон древнего византийскаго письма, работы царского иконописца Никиты Павловца и мастеров школы Андрея Рублёва. Во время наполеоновского нашествия прихожане успели спрятать святыни до прихода французской армии.

Смотрите старые фотографии: Покровский собор. 1883 год: https://pastvu.com/p/638067

Смотрите старые фотографии: Распечатанный алтарь в Покровском соборе. 1905 год: https://pastvu.com/p/77157

Смотрите старые фотографии: Покровский собор и стадион. 1988 год: https://pastvu.com/p/173591


Вид со стороны стадиона

В середине XIX века старообрядцы впали в немилость и с 1856 по 1905 год алтари Покровского собора были опечатаны, гонения прекратились после выхода указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Советская власть в принципе не жаловала верующих, государство конфисковало часть церковных ценностей Рогожской общины, вывезя более тонны жемчуга и серебра. Прямо у стен старинного храма был устроен стадион, но богослужения в Покровском соборе продолжались всегда. Храмовый комплекс стал возрождаться в 1995 году с началом реставрационных работ, проект которых позднее стал лауреатом конкурса столичного правительства «Московская реставрация».


Собор Рождества Христова сооружён в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. Богослужения были прекращены в 1929 году решением советских властей и в здании открыли рабочую столовую и буфет. Позднее храм использовался для размещения запасных фондов музеев Московского Кремля и игровых автоматов «Союзаттракцион». Внутреннее убранство оказалось полностью уничтожено, здание пришло в аварийное состояние и было восстановлено в наши дни. В Христорождественском храме проходят молебны, открыта выставка по истории старообрядчества.

Смотрите старые фотографии: Собор Рождества Христова. 1883 год: https://pastvu.com/p/638068

Смотрите старые фотографии: Интерьеры собора Рождества Христова. 1913 год: https://pastvu.com/p/6585


Храм-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы построен в 1908-1913 годах на пожертвования прихожан по проекту архитектора Фёдора Горностаева, а руководил строительством купец Иван Трегубов. По установившейся московской традиции высота колокольни не превышала высоты кремлёвской колокольни Ивана Великого и достигала 80 метров. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна, а внутри храм расписан в новгородском стиле XVI века. В ней предусматривались помещения для ризницы, архива и книгохранилища. Большевики конфисковали ценности, редкие книжные издания передали в Библиотеку имени Ленина, демонтировали колокола, а самый большой колокол весом в тысячу пудов был разбит. Один из старинных колоколов оказался в театре МХАТ и был возвращён на звонницу в 1990 году.

Смотрите старые фотографии: Храм-колокольня. 1914 год: https://pastvu.com/p/80556


Новые палаты (Дом причта), построенные в 1863-1866 годах вплотную к колокольне церкви святого Николая Чудотворца, представляли собой кладбищенскую контору с кабинетами, кухней и складом церковно-хозяйственных принадлежностей. На втором этаже располагалась гостиница для паломников, а в двух больших залах можно было проводить собрания или поминки. Во время Первой Мировой войны здесь размещался госпиталь для раненых воинов, а в советские годы здание приспособили под школу, затем — под жилой дом и студенческое общежитие. Новые палаты сильно пострадали во время пожара и были восстановлены из руин. В настоящее время здание обустроено для пребывания митрополита и проведения соборов Рогожской общины и Митрополии.


Больничные палаты возведены в 1909 году на средства Феодосии Морозовой в память об умершем сыне Сергее Морозове по проекту архитектора Василия Борина. Лечебница была оснащена современным оборудованием, включая один из первых в Москве холодильников, и укомплектована квалифицированными медиками. На первом этаже находились сени, аптека, гардеробная и зал ожидания, а на втором — лечебные палаты и процедурные. В советское время в здании размещалась стоматологическая поликлиника, а после возвращения Церкви в нём начались ремонтные работы.


Певчие палаты представляют собой здание XIX века, перестроенное в 1913 году. В палатах были оборудованы квартиры на 20 семей для проживания певчих и священнослужителей.

Смотрите старые фотографии: Здание часовни при церкви Рождества Христова. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/1054818 В часовне XIX века в советское время располагался склад и домоуправление, ныне здесь — резиденция старообрядческого митрополита Московского и Всея Руси.


Поклонный крест старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, герою Отечественной войны Матвею Платову. Прославленный атаман посетил Рогожский некрополь и оставил в дар свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы. На поклонном кресте высечена надпись: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложится вам».

Неподалёку от поклонного креста находилось здание женских келий XIX века. Большой дом был разделён на множество помещений — жилых комнат, трапезных, моленных с лабиринтом внутренних переходов, светёлок, чуланов, подклетов.


Дом Акимова — под историческое здание закамуфлирована современная распределительная подстанция


Служебные постройки с конюшнями (гаражом), трапезная и бухгалтерия Рогожской общины


Богаделенный дом владельца шерсто-бумагопрядильной фабрики, купца Якова Белова был построен во второй половине XIX века, использовался при советской власти в качестве начальной школы и Дома малютки для детей-отказников, а сейчас в нём ведутся реставрационно-ремонтные работы.


Богадельня Бугровых построена во второй половине XIX века, в настоящее время здесь находится старообрядческое Духовное училище.


Бани Рогожской слободы использовались по прямому назначению с конца XIX века и до 1960-х годов. По субботам и перед большими праздниками жители слободы целыми семьями ходили в баню, а после собирались на послебанное чаепитие за медным самоваром. Во второй половине ХХ века в банях разместилась зеркальная мастерская, а после возвращения Церкви — старообрядческая трапезная, продуктовая, книжная и казачья лавки. Трапезная открылась в 2010 году по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия. По домашним старинным рецептам здесь готовят щи, кашу, пироги, сладости и прочую снедь. В лавке представлены изделия народных промыслов и предметы быта, посуда, рушники, деревянная игрушка, традиционная одежда: сарафаны, косоворотки, платки, папахи, пояса.

В восточной части Рогожского посёлка расположены два пруда с узким проливом, которые прежде были проточными и наполнялись родниковой водой. В советский период пруды полностью засыпали и на этом участке обустроили стадион. Пруды и три моста вновь появились в посёлке уже в наши дни.

Беседка-Иордань

Смотрите старые фотографии: Иордань Рогожской старообрядческой общины. 1933 год: https://pastvu.com/p/17598


Шатровая Водосвятная часовня над колодцем


Подъёмная улица, 2 — здание Старообрядческого богословско-учительского института на Подъёмной улице сооружено в 1915 году по проекту архитектора Фёдора Ганешина. Основанный в 1911 году институт являлся средним образовательным учреждениям и приравнивался к гимназии. Выпускники института получали специальность учителя и право продолжить образование в высших учебных заведениях. В четырёх классах обучались 90 учеников, которым преподавали теологические дисциплины, математику, физику, географию и другие науки. Для педагогической практики студентов при институте открылась начальная школа. Весь советский период в бывшем институте размещались различные образовательные учреждения, пока в 2008 году средняя школа № 459 не была выведена в связи с отсутствием капитального ремонта старого здания. С тех пор дом пустует.


Подъёмная улица, 3 — на окраине посёлка в 1964-1965 годах в ряд выстроились три кирпичных пятиэтажки серии I-511.


Подъёмная улица, 9 — дворец культуры Московского завода автоматических линий имени 50-летия СССР (1975, архитектор В.Алепов, инженер И.Герасимов). В наши дни фасад отделан сайдингом, демонтирована скульптурная композиция, а здание занимает кинопроизводственный комплекс R-STUDIOS, предоставляющий услуги для производства кинофильмов и сериалов, музыкальных клипов и рекламных роликов.

Смотрите старые фотографии: Фойе ДК Завода автоматических линий имени 50-летия СССР. 1981-1983 гг.: https://pastvu.com/p/153760

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: религия, кладбище, город на память, храмы Москвы, Рогожская слобода.

Другие публикации

09.11.2020 в 22:51

«Город на память». 625. Красноказарменная улица


Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.

07.11.2020 в 12:29

«Город на память». 623. Сталинки на Первомайской улице


Окрестности села Измайлово вошли в состав столицы в 1935 году как часть нового района - Сталинского.

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».