09.07.2021 20:22

«Город на память». 665. За кулисами Театра Образцова

9 июля 2021 года
Фотопроект «Город на память». 665. За кулисами Театра Образцова

В 1931 году молодому артисту Сергею Образцову, известному по выступлениям с куклами на эстрадных площадках, предложили возглавить театральную труппу, в которой состояло всего несколько человек. Этот бродячий театр разъезжал по городу в фургоне и давал спектакли в парках, на площадях, в школах. Успех первых постановок «Джим и доллар», «Пузан», «Каштанка» оказался настолько заметен, что власти предоставили кукольникам здание бывшего Реалистического театра на площади Маяковского.

В новое здание на Садовой-Самотёчной улице театр переехал в 1970 году. Театральный комплекс оснащён сложной сценической машинерией, раздвижным занавесом, стенами-трансформерами и считается эталоном стационарного театра кукол. Фасад украшают часы, созданные инженером Вениамином Кальмансоном. В полдень и полночь из избушек должны показываться все 12 сказочных животных, впрочем, старый механизм даёт сбои и зверушки стали лениться покидать свои домики.

В мемориальном кабинете первого художественного руководителя театра Сергея Владимировича Образцова, занимавшего эту должность много лет, сохранены оригинальные интерьеры. Он обустроил кабинет в корпусе, где расположены цеха и нередко сам принимал участие в рождении новых кукол.

При театре открыт единственный в России музей кукол, располагающий коллекцией кукол всех времён и народов. Достойное место в экспозиции занимают куклы из старых спектаклей Театра Образцова. В хранилище создан особый микроклимат — там поддерживают определенную температуру и влажность, что позволяет обеспечить идеальные условия для хранения.

Путь в зрительные залы лежит через фойе, где представлены куклы, костюмы, награды театра, историческая мебель.

В 2021 году театр отмечает своё 90-летие новыми постановками – 12 мая состоялась долгожданная премьера спектакля «Чиполлино». Премьерный показ прошёл в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», который проводится уже два десятка лет и традиционно сопровождается высадкой молодых черешневых деревьев. В этом году основатель фестиваля Михаил Куснирович и сотрудники Театра Образцова высадили десять деревьев в Образцовпарке.

Сказка Джанни Родари про приключения мальчика-луковки была переведена на русский язык в 1955 году стараниями Златы Потаповой и Самуила Маршака, а уже спустя год Курский областной театр кукол поставил спектакль про Чиполлино. Эти самые первые кукольные образы литературных персонажей стали музейными экспонатами.

В Советском Союзе «Приключения Чиполлино» неоднократно переиздавалась, ведь в идеологически правильной сказке речь шла о классовой борьбе против эксплуататоров и победе революции. Хотя вряд ли Родари имел в виду именно Великую Октябрьскую революцию, скорее, речь шла о любой диктатуре — и фашиста Муссолини в Италии, и коммуниста Сталина в СССР, да и в наши дни правящие элиты по-прежнему «страшно далеки от народа».

Сказка итальянского писателя Джанни Родари словно создана для того, чтобы её рассказали куклы: Луковка, Вишенка, Редиска, кум Тыква, синьор Помидор, принц Лимон – прекрасная фруктово-овощная компания! Чиполлино – один из самых веселых и бесстрашных героев в детской литературе. Он готов прийти на помощь любому, сражаться за справедливость и его не страшат никакие преграды. Вместе со своими верными друзьями он одержит победу над коварным синьором Помидором, вредными Лимончиками и освободит папу Чиполлоне. В спектакле работают более 60 разнообразных кукол – и перчаточные, и знаменитые образцовские тростевые. Автор сценической версии и режиссёр – постановщик Екатерина Образцова, художник Александра Павлова, композитор Александр Журбин, автор текстов песен Сергей Плотов.

24 марта 2021 года композитор Александр Зацепин, на днях отметивший своё 95-летие, пришёл в гости в Театр кукол имени Сергея Образцова. В этот вечер на сцене шёл спектакль «Барон Мюнхаузен», для которого маэстро написал музыку. Александр Зацепин сочинил музыку и песни для десятков кинофильмов и мультфильмов — «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ну, погоди!», «Тайна третьей планеты», написал песни, принёсшие популярность Алле Пугачёвой, продолжает сотрудничать с театрами. Актёры Театра кукол Образцова приготовили для юбиляра сюрприз, исполнив музыкальные композиции из комедий Гайдая.

Спектакль «Барон Мюнхаузен» поставлен в 2018 году режиссёром Екатериной Образцовой. Его создатели придумали несколько сценических воплощений главного героя, самого правдивого человека на свете. Высота самой большой куклы Мюнхаузена составляет полтора метра, а её шарнирная конструкция позволяет реалистично двигать руками и ногами. Этот Мюнхаузен исполняет роль рассказчика, а ещё три барона меньшего размера сделаны тростевыми куклами — они показывают эпизоды его похождений в Российской империи, на Северном полюсе, в Африке.

С театром много лет сотрудничал художник Сергей Алимов, недавно ушедший из жизни. Про него говорили, что он работает в жанре «фантастического реализма». Немного папье-маше, немного искусственного меха — и в его руках материалы оживали, превращаясь в героев кукольного спектакля с уникальной пластикой, при повороте головы у них даже менялось выражение лица. Среди последних работ мастера — куклы и декорации для «Трёх поросят» и «Дон Кихота».

В память о Сергее Алимове был показан спектакль «Дон Кихот». Режиссёр спектакля «Дон Кихот» Екатерина Образцова так говорит об этой постановке: «Мне захотелось воспроизвести то, что может театр кукол, – воплотить в куклах фантастический мир сумасшествия рыцаря Дон Кихота, сделать зримыми и осязаемыми всех чудищ, которые ему привиделись. Всё то, что ему чудилось, всё то, с чем он сражался: драконов, химер, злых карликов, всё-всё! И получилась кукольная поэма о Дон Кихоте в стиле испанских романсеро, — с одной стороны красивая, с другой – трагическая. История, в которой есть и комедия, и трагедия, и поэзия».

В театральных цехах мастера работают над созданием кукол и декораций для новых спектаклей, здесь реставрируются и куклы-ветераны.

Среди заметных премьер недавних лет – сказка «Щелкунчик», впервые опубликованная в 1816 году и за двести лет поставленная на театральных сценах всего мира.

А красивая арабская легенда о любви простого юноши Аладдина и царевны Будур идёт на сцене Театра Образцова уже 80 лет. За это время в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» сменилось несколько поколений актёров и сейчас на сцену вместе выходят и молодые, и опытные артисты, такие как Заслуженный артист РФ Владимир Беркун, Народный артист РФ Фёдор Виолин, Заслуженный артист РФ Владимир Дудкин.

Владимир Беркун: «Я играю в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» почти тридцать лет. Театр старается максимально сохранить то, что сделал Сергей Образцов, и зрители принимают спектакль, как новенький. Старые куклы периодически реставрируются и нынешние зрители видят тех же кукол, которых видели их бабушки и дедушки».

Помимо актёров над спектаклем трудится большой коллектив, состоящий из монтировщиков, реквизиторов, осветителей. Каждый из этих незаметных, но очень важных сотрудников знает свой манёвр во время спектакля. Причём в некоторых эпизодах приходится работать на сцене практически в полной темноте.

Работа над новыми постановками не прекращалась во время эпидемии коронавируса и после снятия ограничений зрители увидели сразу несколько премьер, среди которых «Гадкий утёнок» по мотивам знаменитой сказки Ханса Кристиана Андерсена. Этот камерный спектакль Юлия Бобровская и Артур Арутюнов играют на Малой сцене.

1 июня ворота Образцовпарка стали воротами в сказку, в гости к ребятам приехал сказочник Андерсен, актёры театра и участники Детской театральной студии ГАЦТК имени С.В.Образцова показали сцены из любимых волшебных историй. Парк на внутренней территории был задуман Сергеем Образцовым в начале 70-х годов как пространство, предназначенное в первую очередь для детей. Он должен был стать еще одной неповторимой достопримечательностью столицы. Сейчас эту идею планируется воплотить в жизнь – сделать парк доступным для москвичей и гостей столицы, превратив в одну из привлекательных и востребованных площадок в центре Москвы.

Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова
Садовая-Самотёчная улица, дом 3
Сайт: http://www.puppet.ru

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: театр Образцова, город на память.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.