19 и 20 января этого года московский театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского представил новый спектакль “Мораль пани Дульской».
«Мещанство – это уродливо развитое чувство собственности и всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед тем, что, так или иначе, спугнет этот покой.»
Максим Горький.
Строго говоря, это новый спектакль по «старой» пьесе, которую создала польская писательница и драматург Габриэля Запольска в далеком 1906 году. Тогда бурлящая от войн и революций Европа приняла “Мораль пани Дульской” с большим энтузиазмом. Все европейские столицы с восторгом аплодировали разоблачению семейных тайн вымышленного, но такого родного и близкого семейства Дульских. И Россия, конечно, не была исключением. Мало того, граждане СССР середины 20-го века продолжали рукоплескать злободневной пьесе. Сегодня знаменитое семейство осваивается на сцене театра XXI века. В чем секрет такого долгожительства?
Семейство Дульских – одно из самых уважаемых семейств в небольшом городке, в котором все настолько хорошо знают друг друга, что невозможно чихнуть на одном его конце без того, чтобы на другом его конце вам не ответили бы: “Будьте здоровы!” Репутация Дульских так чиста и прозрачна, что ее можно вставлять в раму вместо оконного стекла. Глава семейства, пан Дульский, – честный труженик, дети – две очаровательные девочки-школьницы и сын-красавец.
Ну, и конечно, сама пани Дульская – хозяйка, мать, супруга и просто уважаемая женщина. Ее задача – содержать дом и его обитателей в образцовом порядке. Если бы вы знали, сколько сил на это уходит! Образцовый пан Дульский, чтобы не сбиться с праведного пути, получает из рук заботливой женушки одну сигару в день и денег ровно столько, чтобы хватило на одну чашку кофе. А главное – он всегда молчит (этот персонаж действительно не произносит ни одного слова). Квартиры в этом доме сдаются только честным и порядочным женщинам.
А если вам вдруг взбрело в голову покончить жизнь самоубийством, то будьте добры доводить дело до конца или убирайтесь вон! Не позорьте почтенных домовладельцев неудавшимся суицидом. Для старшего сына, вошедшего в самый гусарский возраст, здесь заботливой маменькой припасена симпатичная служанка. Это чтобы мальчик не шлялся по кабакам. И так далее. Двойная мораль «благочестивого» семейства порождает все новых и новых чудовищ, приносящих с собой одну беду за другой.
Каждый образ, созданный актерами театра «У Никитских ворот», трагикомичен и спорен. Здесь нет плохих и хороших. Несовместимые черты характера рвут героев на части. Сильная и одновременно слабая пани Дульская (Ольга Лебедева), ее блистательная и лживая племянница (Диляра Муравицкая), бунтующий, но при этом абсолютно зависимый и управляемый Збышко (Сергей Егоров), абсурдно молчаливый пан Дульский ( Александр Лукаш) не способны выйти за рамки заколдованного круга мещанской морали. И даже их служанка Ганка (Иллария Анциферова), деревенская изначально неиспорченная девушка, быстро учится играть по правилам своих хозяев. Только девочки-подростки Хеся (Екатерина Васильева) и Меля (Татьяна Никонова) представляют собой две пока еще целые крайности: от распутства до монашества.
Мещанство, поставленное в центр действия спектакля, я бы не стала называть проблемой. Это не проблема. Это форма жизни, как, например, хищничество или паразитизм. Никому не придет в голову казнить волка за то, что он кушает зайчика или обвинять глистов в подлости и предательстве своего хозяина. Напротив, и волк, и глисты – необходимые части экосистемы, в которой, как известно, нет лишних звеньев. Так и мещанство – это лишь часть человеческого общества, один из показателей его «состояния здоровья». Оно есть всегда, но в разной степени.
И можно считать, что по уровню развития мещанства, его избытка или недостатка, можно судить о степени правдивости данного общества в настоящий момент. Иначе говоря, это показатель того, насколько обычный человек хочет и может быть честным перед самим собой и окружающими. Ложь не настигает человека внезапно. Сначала мы просто хотим выглядеть лучше, потом мы хотим сделать “лучше” своих близких, затем уверяем себя в том, что мы всегда правы и ни в чем не виноваты, а потом становится поздно… Человек попадает в рабство бесконечного самообмана, в результате которого он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. Подобно героям этой пьесы, он совершает одну ошибку за другой, разрушая все вокруг. Не даром “не лжесвидетельствуй” – это одна из десяти заповедей Закона, данного человечеству несколько тысяч лет назад. Закона, на котором, хотим мы того или нет, мир простоит до самого своего конца.
Поэтому “Мораль пани Дульской” не сходит с театральной сцены уже целый век. Я, как зритель, благодарна художественному руководителю театра Марку Розовскому, режиссеру-постановщику Валерию Шейману, артистам и всему творческому коллективу за то, что они в наше время, когда людям очень некогда и вообще не до морали, не устают напоминать нам о том, о чем помнить порой не хочется, а надо.
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера.