02/11/2015 09:46 . Рубрика: Культура. Метки: театр, МХТ.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Текст: Юлия Арсеньева
Фото: Евгений Чесноков

Московские театралы с нетерпением ждут каждую премьеру Константина Богомолова. Его спектакли делят публику на два враждующих лагеря – одни восхищаются талантом режиссера, другие обвиняют его в радикализме, антипатриотизме и прочих грехах. Апологеты и хулители сходятся в одном – «смотреть обязательно!»

«Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьеру которого сыграли на основной сцене МХТ, смотреть нужно. К. Богомолов здесь продолжает линию «Идеального мужа» и «Карамазовых», спектаклей, ставших театральными хитами последних лет. Видимость сюжетной линии в «Мушкетерах» сохранена – три мушкетера служат Королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в Констанцию, Ришелье противостоит Королеве. Только вот мушкетеры в спектакле не из романа, скорее из саги — как и положено, с длинной родословной, папой-мамой-родиной, зачином-биографией. Впрочем, сага как-то естественно оборачивается романтическим трэшем, а воспользовавшись Дюма, драматург Богомолов сочиняет оригинальную умную, ироничную пьесу, где Любовь, она же Королева Ирина Петровна, противостоит Кардиналу — Смерти. Пересказать сюжет невозможно, он подобен лабиринту с множеством ходов-выходов, встреч-расставаний, убийств, смертей и радостных воскресений. Сюжет соткан из аллюзий, намеков, цитат, отсылок – к Ницше, Дали, Цветаевой, Булгакову, фильмам Хилькевича и Рязанова, песням Дунаевского и Таривердиева. Драматург-режиссер, как всегда щедр, он втягивает зрителя в интеллектуальную игру-поддавки (для некоторой части зала игру-издевку) – это узнаете, это считаете, это так просто. «Сакральная» книга всеобщего детства вывернута наизнанку, но режиссер не отнимает наши «блестючие» идеалы. Он просто предлагает взглянуть на них по-взрослому, вместе посмеяться и, если получиться, погрустить.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Смерть и Любовь – главные темы спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая». На этих вечных понятиях зиждется сложная конструкция текста и спектакля. Со смерти все начинается. Первый акт – акт о смерти. Юнец из Краснодара по имени Дима Артаньян вместо того, чтобы попасть в артисты, попал в мушкетеры. Не это важное – его взяли на место только что похороненного друга, но похоронили в маленькой деревянной коробочке даже не Вадика и не прах его, а случайно найденное мужское достоинство, хотя правильнее фуй, лифуй. Есть еще здесь рассказ о смерти тех, кто в спектакле не выведен или выйдет на сцену позже – родители мушкетеров, о которых говорят и договорить не могут Атос, Портос и Арамис (Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский и Игорь Верник соответственно).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Второй акт – о любви. Любовных историй в спектакле насколько, но история Королевы Ирины Петровны и мальчика Джастина Бибера – «игра без правил», карнавал, театральное хулиганство высшей сценической пробы. Бекенгем-Павел Табаков юн, Королева – стара, но в мире всеобщего помешательства их чувства никого не удивляют. Муж Королевы, Король дядя Саша (Александр Семчев) принимает чувства жены с пониманием. Восторги от нового «открытия» Богомолова вполне понятны – прима театра Олега Ефремова Ирина Мирошниченко засверкала в «Мушкетерах» с прежней силой. Но спектакль и про театр, про то, как провинциальный мальчик не попал в артисты, про то, что у каждого персонажа – своя маска, про то, как трудно сменить в театре (и в жизни тоже) амплуа. Если ты Карлсон, то и оставайся Карлсоном, даже сняв пропеллер. А если звезда патриотического порно, останешься звездой навеки, чтобы с тобой ни происходило. Кстати, один из самых забавных эпизодов – когда Артаньян спасает Констанцию от рук насильников-актеров (по роли в порнофильме девушка кричала о помощи).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Сценограф Лариса Ломакина, с которым Богомолов работает много лет, создала на сцене безликое пространство то ли кабинета чиновника, то ли казармы мушкетеров. В нем рядом с армейскими койками соседствует советский письменный стол, а характерный для богомоловских спектаклей экран временами транслирует, что происходит вокруг. Локализовав пространство, Богомолов и Ломакина довольствуются сценой-коробкой, где, казалось бы, соблюдают единство места. Но пространство, как и время, шире. Простыми приемами пространство раздвинуто до бесконечности, до волн морских и преисподней, до вихревого поднебесья, откуда, как золотой дождь, спустится блестящий пиджак Бибера-Бекенгема.

Третий акт – акт разочарований. Двадцать лет спустя они снова встречаются – мушкетеры, но без Королевы Ирины Петровны. Здесь уже царит Смерть и кладбищенский сторож дядюшка Мудло. Третий акт, самый не мушкетерский, держится на трех блистательных сольных кусках — Миледи-Марины Зудиной, Мудло- Розы Хайруллиной, Кардинала-Виктора Вержбицкого. Мушкетеров давно, двадцать лет назад, послали добывать подвески. Тогда им казалось, что они служат любви. Но мы знаем, что в мире всё по-другому.

Продолжение следует, но не последует…

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Мушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть первая


Расскажите друзьям:
   

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

22.10.2017 в 20:27

Охотничий сезон открыт в театре им. Ермоловой


В театре им. Ермоловой поставили пьесу классика драматургии советского периода А. Вампилова «Утиная охота».

21.10.2017 в 11:58

Уроки истории за партой в Губернском театре


20 октября на Малой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Восемь».

15.10.2017 в 11:17

«Остров сокровищ» – шалость удалась


Пиратствующие студенты-щукинцы принесли в театр «У Никитских ворот» страшную чёрную метку.

07.10.2017 в 13:25

Открытие интерактивного музея в театре на Таганке


Коллектив театра, возглавляемый сегодня Ириной Апексимовой, создал и открыл для посетителей интерактивный музей, посвященный прошлому и настоящему театра.

05.10.2017 в 21:09

Не от мира сего


На площадке филиала театра им. Пушкина состоялась премьера пьесы А.Островского «Не от мира сего».

20.09.2017 в 10:54

Open-аir на строительной площадке, или Сбор труппы театра «Школа современной пьесы»


Один за другим московские театры приглашают зрителей на первые спектакли, но перед тем как выйти на сцену, актеры и художественный руководитель собираются вместе.

17.09.2017 в 13:02

«Северный ветер». Новогоднее безумие Ренаты Литвиновой


На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялся пресс-показ спектакля «Северный ветер» по одноименной пьесе Ренаты Литвиновой, для которой это режиссерский дебют.

15.09.2017 в 14:34

Театр мюзикла переехал из леса в центр


Завершив шестой сезон в ДК им. Горбунова, труппа Театра мюзикла собралась на новоселье в бывшем кинотеатре «Россия».

11.09.2017 в 21:42

Планы на будущее в Театре имени Вахтангова


Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас твердо намерен повторить прошлогодний успех – заполняемость зрительного зала в завершившемся сезоне составила 97%.

10.09.2017 в 19:48

«Старый дом»: Back in USSR


«Центр драматургии и режиссуры», что на Соколе, созвал журналистов на показ отрывка спектакля «Старый дом» по пьесе драматурга и режиссера Алексея Казанцева.

22.10.2017 в 22:39

Счастливого пути, цирковые!


С названием «Опять нам в путь!» — строчкой из песни Юрия Никулина — стартовал новый цирковой проект Московского Цирка Никулина на Цветном бульваре.

22.10.2017 в 19:58

К 80-летию Александра Вампилова в театре на Таганке поставили «Старшего сына»


Это одна из популярнейших пьес драматурга, много раз поставленная в разных театрах.

21.10.2017 в 15:11

В Москве протестуют против реконструкции парка


В столичном парке Покровское-Стрешнево состоялся народный сход граждан, выступающих против проекта реконструкции парка.

19.10.2017 в 01:10

«Калейдоскоп фантазий» вернулся в Vegas City Hall


Цирковому шоу «Калейдоскоп фантазий» исполняется год.

18.10.2017 в 12:44

Центр драматургии и режиссуры. Две сказки


ЦДР – это в первую очередь место, где выпускники художественных и театральных вузов имеют возможность не только оттачивать своё профессиональное мастерство, но и предпринимать смелые шаги на пути трансформации современного театра.

18.10.2017 в 00:41

«Последний богатырь»: А вы верите в сказки?


Дисней вновь покоряет российского зрителя звездной сказкой на новый лад, причем с российским колоритом и знакомыми с детства героями и историями.

Система Orphus