02/11/2015 09:46 . Рубрика: Культура. Метки: МХТ, театр.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Текст: Юлия Арсеньева
Фото: Евгений Чесноков

Московские театралы с нетерпением ждут каждую премьеру Константина Богомолова. Его спектакли делят публику на два враждующих лагеря — одни восхищаются талантом режиссера, другие обвиняют его в радикализме, антипатриотизме и прочих грехах. Апологеты и хулители сходятся в одном — «смотреть обязательно!»

«Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьеру которого сыграли на основной сцене МХТ, смотреть нужно. К. Богомолов здесь продолжает линию «Идеального мужа» и «Карамазовых», спектаклей, ставших театральными хитами последних лет. Видимость сюжетной линии в «Мушкетерах» сохранена — три мушкетера служат Королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в Констанцию, Ришелье противостоит Королеве. Только вот мушкетеры в спектакле не из романа, скорее из саги — как и положено, с длинной родословной, папой-мамой-родиной, зачином-биографией. Впрочем, сага как-то естественно оборачивается романтическим трэшем, а воспользовавшись Дюма, драматург Богомолов сочиняет оригинальную умную, ироничную пьесу, где Любовь, она же Королева Ирина Петровна, противостоит Кардиналу — Смерти. Пересказать сюжет невозможно, он подобен лабиринту с множеством ходов-выходов, встреч-расставаний, убийств, смертей и радостных воскресений. Сюжет соткан из аллюзий, намеков, цитат, отсылок — к Ницше, Дали, Цветаевой, Булгакову, фильмам Хилькевича и Рязанова, песням Дунаевского и Таривердиева. Драматург-режиссер, как всегда щедр, он втягивает зрителя в интеллектуальную игру-поддавки (для некоторой части зала игру-издевку) — это узнаете, это считаете, это так просто. «Сакральная» книга всеобщего детства вывернута наизнанку, но режиссер не отнимает наши «блестючие» идеалы. Он просто предлагает взглянуть на них по-взрослому, вместе посмеяться и, если получиться, погрустить.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Смерть и Любовь — главные темы спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая». На этих вечных понятиях зиждется сложная конструкция текста и спектакля. Со смерти все начинается. Первый акт — акт о смерти. Юнец из Краснодара по имени Дима Артаньян вместо того, чтобы попасть в артисты, попал в мушкетеры. Не это важное — его взяли на место только что похороненного друга, но похоронили в маленькой деревянной коробочке даже не Вадика и не прах его, а случайно найденное мужское достоинство, хотя правильнее фуй, лифуй. Есть еще здесь рассказ о смерти тех, кто в спектакле не выведен или выйдет на сцену позже — родители мушкетеров, о которых говорят и договорить не могут Атос, Портос и Арамис (Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский и Игорь Верник соответственно).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Второй акт — о любви. Любовных историй в спектакле насколько, но история Королевы Ирины Петровны и мальчика Джастина Бибера — «игра без правил», карнавал, театральное хулиганство высшей сценической пробы. Бекенгем-Павел Табаков юн, Королева — стара, но в мире всеобщего помешательства их чувства никого не удивляют. Муж Королевы, Король дядя Саша (Александр Семчев) принимает чувства жены с пониманием. Восторги от нового «открытия» Богомолова вполне понятны — прима театра Олега Ефремова Ирина Мирошниченко засверкала в «Мушкетерах» с прежней силой. Но спектакль и про театр, про то, как провинциальный мальчик не попал в артисты, про то, что у каждого персонажа — своя маска, про то, как трудно сменить в театре (и в жизни тоже) амплуа. Если ты Карлсон, то и оставайся Карлсоном, даже сняв пропеллер. А если звезда патриотического порно, останешься звездой навеки, чтобы с тобой ни происходило. Кстати, один из самых забавных эпизодов — когда Артаньян спасает Констанцию от рук насильников-актеров (по роли в порнофильме девушка кричала о помощи).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Сценограф Лариса Ломакина, с которым Богомолов работает много лет, создала на сцене безликое пространство то ли кабинета чиновника, то ли казармы мушкетеров. В нем рядом с армейскими койками соседствует советский письменный стол, а характерный для богомоловских спектаклей экран временами транслирует, что происходит вокруг. Локализовав пространство, Богомолов и Ломакина довольствуются сценой-коробкой, где, казалось бы, соблюдают единство места. Но пространство, как и время, шире. Простыми приемами пространство раздвинуто до бесконечности, до волн морских и преисподней, до вихревого поднебесья, откуда, как золотой дождь, спустится блестящий пиджак Бибера-Бекенгема.

Третий акт — акт разочарований. Двадцать лет спустя они снова встречаются — мушкетеры, но без Королевы Ирины Петровны. Здесь уже царит Смерть и кладбищенский сторож дядюшка Мудло. Третий акт, самый не мушкетерский, держится на трех блистательных сольных кусках — Миледи-Марины Зудиной, Мудло- Розы Хайруллиной, Кардинала-Виктора Вержбицкого. Мушкетеров давно, двадцать лет назад, послали добывать подвески. Тогда им казалось, что они служат любви. Но мы знаем, что в мире всё по-другому.

Продолжение следует, но не последует…

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Мушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть первая


Расскажите друзьям:
   

Возможно вам будет интересно:

28.06.2016 в 08:36

Балет «Минос» представили на Новой сцене Александринского театра


«Минос» — балет нидерландского хореографа Хуанхо Аркеса был представлен на Новой сцене Александринского театра.

27.06.2016 в 17:36

Паника — этюд в черно-белых тонах


В театре на Таганке в рамках проекта «Репетиция» 19 июня состоялся показ эскиза спектакля «Паника».

22.06.2016 в 09:19

«Ночь перед Рождеством» в МТЦ «Вишневый сад»


В Московском театральном центре «Вишневый сад» прошли премьерные показы музыкальной комедии «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В. Гоголя.

17.06.2016 в 08:49

Есть ли жизнь после смерти мамы


19 и 24 июня в Российском академическом Молодёжном театре пройдут предпремьерные показы спектакля «Дом с башенкой» по рассказу писателя и сценариста Фридриха Горенштейна.

16.06.2016 в 10:12

Время «Фиесты» в театре «Сфера»


Пронзительный спектакль о поиске счастья и своего места в мирной жизни «потерянного поколения».

07.06.2016 в 12:51

Благотворительный концерт звёзд оперы и балета прошел в Петербурге


3 июня, в разгар белых ночей, на сцене Александринского театра прошёл благотворительный концерт звёзд оперы и балета Мариинского театра.

30.05.2016 в 07:55

«Классика на Дворцовой»: Петербург отметил день рождения


27 мая Санкт-Петербург отметил своё 313-летие. Кульминацией праздника стал концерт на дворцовой площади.

25.05.2016 в 09:22

Казанова в Театре Луны


В театре Луны состоялся предпремьерный показ нового проекта Сергея Проханова «Казанова или путешествие в Икосамерон».

19.05.2016 в 08:12

Недоросль: о том, как выгодно быть глупым


14 мая в театре на Таганке (малая сцена) состоялся показ эскиз спектакля «Недоросль» по пьесе Дениса Фонвизина в постановке Кирилла Вытоптова.

16.05.2016 в 09:39

Спектакль «Почему бы нет?!» напомнил о советском детстве


Специально к году российского кино МОГТЮЗ представил театральную премьеру, основанную на песнях из популярных советских кинофильмов.

02.07.2016 в 06:44

Закрытие 38-го Московского Международного Кинофестиваля


30-го Июня в кинотеатре «Россия» прошла церемония вручения наград и закрытия 38-го Московского Международного Кинофестиваля.

01.07.2016 в 16:23

Акустика от «Торбы-на-круче» прозвучала в ЦДХ


Концерт популярной группы прошел в необычном академическом формате.

01.07.2016 в 16:15

Игра на виолончели — нарушение общественного порядка


Виолончелист Семен Лашкин был признан виновным в нарушении общественного порядка и оштрафован на 10 000 рублей.

01.07.2016 в 16:03

Юные гимнастки представили коллекцию одежды в стиле костплееров


Самый необычный показ одежды для занятий спортом от Юлии Богдановой состоялся в московском клубе Royal Arbat.

29.06.2016 в 13:04

От Лорда к Тарзану. Легенда


Основной сюжет ленты начинается спустя 8 лет, после возвращения лорда Джона Клейтона III, так же известного как Тарзан, в Лондон.

28.06.2016 в 08:26

Stand up в Зеленом театре: Show must go on


В Зеленом театре на ВДНХ продолжается летняя серия концертов на открытом воздухе от комиков проекта Stand Up.

28.06.2016 в 08:19

Ралли Bosch Moskau Klassik прошло в Москве


26 июня в самом центре столицы был дан старт ежегодному ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik!

Система Orphus