02/11/2015 09:46 . Рубрика: Культура. Метки: МХТ, театр.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Текст: Юлия Арсеньева
Фото: Евгений Чесноков

Московские театралы с нетерпением ждут каждую премьеру Константина Богомолова. Его спектакли делят публику на два враждующих лагеря — одни восхищаются талантом режиссера, другие обвиняют его в радикализме, антипатриотизме и прочих грехах. Апологеты и хулители сходятся в одном — «смотреть обязательно!»

«Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьеру которого сыграли на основной сцене МХТ, смотреть нужно. К. Богомолов здесь продолжает линию «Идеального мужа» и «Карамазовых», спектаклей, ставших театральными хитами последних лет. Видимость сюжетной линии в «Мушкетерах» сохранена — три мушкетера служат Королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в Констанцию, Ришелье противостоит Королеве. Только вот мушкетеры в спектакле не из романа, скорее из саги — как и положено, с длинной родословной, папой-мамой-родиной, зачином-биографией. Впрочем, сага как-то естественно оборачивается романтическим трэшем, а воспользовавшись Дюма, драматург Богомолов сочиняет оригинальную умную, ироничную пьесу, где Любовь, она же Королева Ирина Петровна, противостоит Кардиналу — Смерти. Пересказать сюжет невозможно, он подобен лабиринту с множеством ходов-выходов, встреч-расставаний, убийств, смертей и радостных воскресений. Сюжет соткан из аллюзий, намеков, цитат, отсылок — к Ницше, Дали, Цветаевой, Булгакову, фильмам Хилькевича и Рязанова, песням Дунаевского и Таривердиева. Драматург-режиссер, как всегда щедр, он втягивает зрителя в интеллектуальную игру-поддавки (для некоторой части зала игру-издевку) — это узнаете, это считаете, это так просто. «Сакральная» книга всеобщего детства вывернута наизнанку, но режиссер не отнимает наши «блестючие» идеалы. Он просто предлагает взглянуть на них по-взрослому, вместе посмеяться и, если получиться, погрустить.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Смерть и Любовь — главные темы спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая». На этих вечных понятиях зиждется сложная конструкция текста и спектакля. Со смерти все начинается. Первый акт — акт о смерти. Юнец из Краснодара по имени Дима Артаньян вместо того, чтобы попасть в артисты, попал в мушкетеры. Не это важное — его взяли на место только что похороненного друга, но похоронили в маленькой деревянной коробочке даже не Вадика и не прах его, а случайно найденное мужское достоинство, хотя правильнее фуй, лифуй. Есть еще здесь рассказ о смерти тех, кто в спектакле не выведен или выйдет на сцену позже — родители мушкетеров, о которых говорят и договорить не могут Атос, Портос и Арамис (Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский и Игорь Верник соответственно).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Второй акт — о любви. Любовных историй в спектакле насколько, но история Королевы Ирины Петровны и мальчика Джастина Бибера — «игра без правил», карнавал, театральное хулиганство высшей сценической пробы. Бекенгем-Павел Табаков юн, Королева — стара, но в мире всеобщего помешательства их чувства никого не удивляют. Муж Королевы, Король дядя Саша (Александр Семчев) принимает чувства жены с пониманием. Восторги от нового «открытия» Богомолова вполне понятны — прима театра Олега Ефремова Ирина Мирошниченко засверкала в «Мушкетерах» с прежней силой. Но спектакль и про театр, про то, как провинциальный мальчик не попал в артисты, про то, что у каждого персонажа — своя маска, про то, как трудно сменить в театре (и в жизни тоже) амплуа. Если ты Карлсон, то и оставайся Карлсоном, даже сняв пропеллер. А если звезда патриотического порно, останешься звездой навеки, чтобы с тобой ни происходило. Кстати, один из самых забавных эпизодов — когда Артаньян спасает Констанцию от рук насильников-актеров (по роли в порнофильме девушка кричала о помощи).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Сценограф Лариса Ломакина, с которым Богомолов работает много лет, создала на сцене безликое пространство то ли кабинета чиновника, то ли казармы мушкетеров. В нем рядом с армейскими койками соседствует советский письменный стол, а характерный для богомоловских спектаклей экран временами транслирует, что происходит вокруг. Локализовав пространство, Богомолов и Ломакина довольствуются сценой-коробкой, где, казалось бы, соблюдают единство места. Но пространство, как и время, шире. Простыми приемами пространство раздвинуто до бесконечности, до волн морских и преисподней, до вихревого поднебесья, откуда, как золотой дождь, спустится блестящий пиджак Бибера-Бекенгема.

Третий акт — акт разочарований. Двадцать лет спустя они снова встречаются — мушкетеры, но без Королевы Ирины Петровны. Здесь уже царит Смерть и кладбищенский сторож дядюшка Мудло. Третий акт, самый не мушкетерский, держится на трех блистательных сольных кусках — Миледи-Марины Зудиной, Мудло- Розы Хайруллиной, Кардинала-Виктора Вержбицкого. Мушкетеров давно, двадцать лет назад, послали добывать подвески. Тогда им казалось, что они служат любви. Но мы знаем, что в мире всё по-другому.

Продолжение следует, но не последует…

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Мушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть первая


Расскажите друзьям:
   

Возможно вам будет интересно:

25.05.2016 в 09:22

Казанова в Театре Луны


В театре Луны состоялся предпремьерный показ нового проекта Сергея Проханова «Казанова или путешествие в Икосамерон».

19.05.2016 в 08:12

Недоросль: о том, как выгодно быть глупым


14 мая в театре на Таганке (малая сцена) состоялся показ эскиз спектакля «Недоросль» по пьесе Дениса Фонвизина в постановке Кирилла Вытоптова.

16.05.2016 в 09:39

Спектакль «Почему бы нет?!» напомнил о советском детстве


Специально к году российского кино МОГТЮЗ представил театральную премьеру, основанную на песнях из популярных советских кинофильмов.

11.05.2016 в 05:50

Филипп Янковский исполнил главную роль в «постмодернистской конструкции»


В МХТ имени Чехова в рамках XVI открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» 10-11 мая состоялась премьера спектакля «Мечтасбывается (Dreamworks)».

05.05.2016 в 14:43

«Твой шанс» на Страстном


С 13 по 29 апреля прошел XII московский международный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей.

03.05.2016 в 10:33

Юные гимнасты показали свое мастерство


Первый фестиваль-конкурс по цирковой гимнастике собрал на арене ГУЦЭИ любителей и молодых артистов.

24.04.2016 в 12:32

«Ромео и Джульетта» на сцене Александринского театра


К 125-летию Сергея Прокофьева на сцене Александринского театра была показана постановка британского хореографа Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта».

21.04.2016 в 09:48

Экспериментальные танцы спектакля «Red Bull Изнанка» дебютировали в Петербурге


18 и 19 апреля жители и гости Петербурга имели возможность побывать на танцевальном спектакле «Red Bull Изнанка», который показала команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret на сцене театра «БУФФ».

16.04.2016 в 11:26

Вежливый Макбет выходит на сцену МХТ


Пьеса Шекспира поставлена в современной сценографии, а классические персонажи щеголяют в камуфляжной униформе.

15.04.2016 в 20:57

«Скажите люди, куда идет этот поезд…»


Театр «Современник» отмечает шестидесятилетие громкой премьерой – пронзительной историей о любви. Историей на все времена, которую написала Анна Батурина, а поставили Марина Брусникина и Николай Симонов.

27.05.2016 в 18:00

На митинге потребовали статуса Исторического города для Москвы


В Москве на Суворовской площади провели митинг «Это мой город! Защитим историческую Москву!»

26.05.2016 в 14:53

Дерби «Ленинградки» закончилось в пользу ЦСКА


В Единой Лиге ВТБ определился первый финалист, им стал московский «ЦСКА», обыгравший в полуфинале подмосковные «Химки» с общим счетом 3-0.

26.05.2016 в 13:47

Фестиваль ANABUK состоится в «Зеленом театре»


ANABUK объявляет старт долгожданного фестивального лета 28 и 29 мая в Зеленом театре парка им. Горького.

26.05.2016 в 10:10

Водоплавающие собаки не дадут утонуть на московских пляжах


Если случится ЧП на воде и не рассчитавшему своих сил пловцу понадобится помощь, спасатели немедленно придут на выручку.

25.05.2016 в 12:08

Алиса? Наша Алиса возвращается?!


«Алиса в Зазеркалье» — прямое продолжение фантастической истории девочки Алисы и ее приключений в Стране Чудес.

Система Orphus