02/11/2015 09:46 . Рубрика: Культура. Метки: театр, МХТ.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Текст: Юлия Арсеньева
Фото: Евгений Чесноков

Московские театралы с нетерпением ждут каждую премьеру Константина Богомолова. Его спектакли делят публику на два враждующих лагеря — одни восхищаются талантом режиссера, другие обвиняют его в радикализме, антипатриотизме и прочих грехах. Апологеты и хулители сходятся в одном — «смотреть обязательно!»

«Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьеру которого сыграли на основной сцене МХТ, смотреть нужно. К. Богомолов здесь продолжает линию «Идеального мужа» и «Карамазовых», спектаклей, ставших театральными хитами последних лет. Видимость сюжетной линии в «Мушкетерах» сохранена — три мушкетера служат Королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в Констанцию, Ришелье противостоит Королеве. Только вот мушкетеры в спектакле не из романа, скорее из саги — как и положено, с длинной родословной, папой-мамой-родиной, зачином-биографией. Впрочем, сага как-то естественно оборачивается романтическим трэшем, а воспользовавшись Дюма, драматург Богомолов сочиняет оригинальную умную, ироничную пьесу, где Любовь, она же Королева Ирина Петровна, противостоит Кардиналу — Смерти. Пересказать сюжет невозможно, он подобен лабиринту с множеством ходов-выходов, встреч-расставаний, убийств, смертей и радостных воскресений. Сюжет соткан из аллюзий, намеков, цитат, отсылок — к Ницше, Дали, Цветаевой, Булгакову, фильмам Хилькевича и Рязанова, песням Дунаевского и Таривердиева. Драматург-режиссер, как всегда щедр, он втягивает зрителя в интеллектуальную игру-поддавки (для некоторой части зала игру-издевку) — это узнаете, это считаете, это так просто. «Сакральная» книга всеобщего детства вывернута наизнанку, но режиссер не отнимает наши «блестючие» идеалы. Он просто предлагает взглянуть на них по-взрослому, вместе посмеяться и, если получиться, погрустить.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Смерть и Любовь — главные темы спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая». На этих вечных понятиях зиждется сложная конструкция текста и спектакля. Со смерти все начинается. Первый акт — акт о смерти. Юнец из Краснодара по имени Дима Артаньян вместо того, чтобы попасть в артисты, попал в мушкетеры. Не это важное — его взяли на место только что похороненного друга, но похоронили в маленькой деревянной коробочке даже не Вадика и не прах его, а случайно найденное мужское достоинство, хотя правильнее фуй, лифуй. Есть еще здесь рассказ о смерти тех, кто в спектакле не выведен или выйдет на сцену позже — родители мушкетеров, о которых говорят и договорить не могут Атос, Портос и Арамис (Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский и Игорь Верник соответственно).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Второй акт — о любви. Любовных историй в спектакле насколько, но история Королевы Ирины Петровны и мальчика Джастина Бибера — «игра без правил», карнавал, театральное хулиганство высшей сценической пробы. Бекенгем-Павел Табаков юн, Королева — стара, но в мире всеобщего помешательства их чувства никого не удивляют. Муж Королевы, Король дядя Саша (Александр Семчев) принимает чувства жены с пониманием. Восторги от нового «открытия» Богомолова вполне понятны — прима театра Олега Ефремова Ирина Мирошниченко засверкала в «Мушкетерах» с прежней силой. Но спектакль и про театр, про то, как провинциальный мальчик не попал в артисты, про то, что у каждого персонажа — своя маска, про то, как трудно сменить в театре (и в жизни тоже) амплуа. Если ты Карлсон, то и оставайся Карлсоном, даже сняв пропеллер. А если звезда патриотического порно, останешься звездой навеки, чтобы с тобой ни происходило. Кстати, один из самых забавных эпизодов — когда Артаньян спасает Констанцию от рук насильников-актеров (по роли в порнофильме девушка кричала о помощи).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Сценограф Лариса Ломакина, с которым Богомолов работает много лет, создала на сцене безликое пространство то ли кабинета чиновника, то ли казармы мушкетеров. В нем рядом с армейскими койками соседствует советский письменный стол, а характерный для богомоловских спектаклей экран временами транслирует, что происходит вокруг. Локализовав пространство, Богомолов и Ломакина довольствуются сценой-коробкой, где, казалось бы, соблюдают единство места. Но пространство, как и время, шире. Простыми приемами пространство раздвинуто до бесконечности, до волн морских и преисподней, до вихревого поднебесья, откуда, как золотой дождь, спустится блестящий пиджак Бибера-Бекенгема.

Третий акт — акт разочарований. Двадцать лет спустя они снова встречаются — мушкетеры, но без Королевы Ирины Петровны. Здесь уже царит Смерть и кладбищенский сторож дядюшка Мудло. Третий акт, самый не мушкетерский, держится на трех блистательных сольных кусках — Миледи-Марины Зудиной, Мудло- Розы Хайруллиной, Кардинала-Виктора Вержбицкого. Мушкетеров давно, двадцать лет назад, послали добывать подвески. Тогда им казалось, что они служат любви. Но мы знаем, что в мире всё по-другому.

Продолжение следует, но не последует…

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Мушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть первая


Расскажите друзьям:
   

Возможно вам будет интересно:

24.03.2017 в 02:06

Вот такой вам «Rock-n-roll на закате»


Новая постановка «Школы современной пьесы» оставила у зрителей неоднозначные впечатления.

17.03.2017 в 20:15

Танцуй, Саломея!


Театральное сообщество ART представило постановку «Случайное танго».

10.03.2017 в 12:30

Любовь «Аmore» Светланы Захаровой в Большом


Легендарная балерина Светлана Захарова рассказала журналистам про программу «Amore», мировое турне и III танцевальный фестиваль «Светлана» на пресс-конференции.

26.02.2017 в 15:01

Шукшин в театре юного зрителя


23 февраля в Московском Областном Государственном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Шукшин», созданного по мотивам произведений Василия Шукшина.

16.02.2017 в 02:40

Оглянись во гневе. Пока ты здесь …


Молодой театр презентует новый спектакль в репертуаре.

12.02.2017 в 19:10

Человек — сам себе Дракон


Константин Богомолов представляет «Дракона» — нестареющую пьесу Шварца о народе и власти, о войне и герое, причём без конкретных политических аллюзий.

08.02.2017 в 17:33

Актрисы не бывают бывшими


Режиссёр Евгений Писарев поставил пьесу «Апельсины & Лимоны» на сцене Театра имени Пушкина.

24.03.2017 в 02:33

Творческий вечер Игоря Верещагина в ММАМ


Игорь родом из Сибири, по образованию — инженер-электроннщик, свой первый снимок сделал в 1957 году в пятилетнем возрасте. Это был снимок родителей, и он до сих пор сохранился.

20.03.2017 в 13:15

Якутск с высоты: крупнейший город на вечной мерзлоте


Якутск — столица самого большого российского региона Республики Саха. Из-за сурового климата Якутск называют одним из самых «холодных» городов Земли.

20.03.2017 в 10:05

Витебск за полчаса


Витебск — столица области, древний город с тысячелетней историей.

19.03.2017 в 19:41

Киркоров назвал ЮрКисса лучшей кандидатурой на Евровидение


Народный артист поддержал молодого исполнителя на светской презентации клипа.

19.03.2017 в 19:33

Голая «правда» от потомков Салтычихи


16 марта 2017 года в Центрально Доме Актера на Арбате состоялась премьера спектакля «Салтычиха» по пьесе Вадима Леванова.

19.03.2017 в 19:25

Арбат против Сокольников: День святого Патрика


День святого Патрика — культурный и религиозный праздник, который отмечается ежегодно в день смерти небесного покровителя Ирландии святого Патрика.

Система Orphus