04/06/2018 11:56 . Рубрика: Репортаж. Метки: война, история, театр, СССР, Сталин.

По сталинским местам

Текст и фото: Евгений Чесноков

Проект иммерсивного спектакля, вовлекающего зрителя в события военных лет, возник в Министерстве обороны и был реализован в Театре Армии под названием «Победа.doc». Главными героями стали Иосиф Сталин и Георгий Жуков. Зрителями (а в некоторых сценах и участниками) примерно четырёхчасового действия станут военнослужащие и курсанты военных училищ. Чтобы картина событий была максимально достоверной, создатели спектакля консультировались с историками.

сталин-театр

сталин-театр

Игорь Афанасьев, режиссёр-постановщик:

Мы назвали этот проект театральной реконструкцией — не квестом. Со временем на значительных событиях накапливается слой пыли и сегодня существуют всевозможные фейки, поэтому мы назвали спектакль «Победа.doc»: он построен исключительно на документах, полученных в музейных архивах. Наша задача — заинтересовать аудиторию, состоящую из курсантов и военнослужащих, сделать так, чтобы они после встречи с нами сами захотели прочитать книги, пойти в музеи. Пусть молодые люди изучают правдивую историю по документам. «Победа.doc» рассматривает разные периоды войны от 22 июня 1941 года до Парада Победы. Зрители из Театра Армии на автобусе отправятся в кабинет маршала Жукова на Знаменке, в бункер Сталина на недостроенном стадионе в Измайлово, в Центральный музей Вооружённых сил. Гражданские лица пока не смогут увидеть постановку, так как существуют определённые ограничения с посещением здания Министерства обороны.

сталин-театр

Яна Стародуб-Афанасьева, сценарист:

Формат автобусной экскурсии выбран для того, чтобы зрители могли почувствовать себя людьми из того времени, побывав в нескольких исторических местах. В первой части спектакля «Победа.doc» нет ни одного выдуманного слова — только дневниковые записи и документы участников событий 22 июня 1941 года. В те часы принимались решения, определившие судьбу страны. Из этих фактов и собрана документальная мозаика спектакля. Рассказ о военных событиях продолжается и во время поездок в автобусе. Актёры озвучивают истории о том, что переживали в те дни не первые лица государства, а простые горожане.

«Эти воспоминания чрезвычайно важны, и чем точнее они будут воспроизведены — тем лучше. Если не ворошить прошлое, то тогда не придётся ворошить будущее. Это непрерывная связь поколений, это история, длящаяся тысячу лет»,- заметил один из гостей предпремьерного показа кинорежиссёр Владимир Бортко.

сталин-театр

сталин-театр

Локации спектакля были предложены Министерством обороны, и режиссёр выстроил сюжет исходя из этих пожеланий. Действие начинается в Театре Армии, гигантское здание которого в форме пятиконечной звезды было построено незадолго до войны. Когда выяснилось, что четыре луча этой звезды указывают в направлении вокзалов, а пятый — в сторону Кремля, что являлось хорошим ориентиром для вражеских бомбардировщиков, театр решено было замаскировать. В службу маскировки входили лучшие художники и архитекторы Москвы, скрывавшие Кремль, Большой театр и другие государственные объекты. Маскировочная сетка, выполненная в зелёных и красно-коричневых тонах, спасла многие здания от разрушения.

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

В октябре немецко-фашистские оккупанты подошли к Москве; не исключалась возможность захвата столицы врагом. «Период мирного строительства закончился, начался период освободительной войны с немецкими захватчиками»,- объявил Иосиф Сталин. Важнейшие объекты были заминированы, введён режим затемнения: при угрозе налётов запрещено включать свет, а небо стало чёрным от пепла сжигаемых в печах документов. Всё трудоспособное население по указу от 12 октября привлечено к устройству траншей и окопов, сооружению баррикад. В окрестностях города москвичи своими руками возвели 676 километров противотанковых рвов, 445 километров эскарпов и контрэскарпов, установили более 46000 противотанковых ежей. Самым тревожным днём стало 16 октября, когда единственный раз в своей истории не открылся для пассажиров московский метрополитен. Метро планировалось затопить, но уже к вечеру этот приказ был отменён.

сталин-театр

Следующая локация спектакля «Победа.doc» — в квартале Министерства обороны на Знаменке. Здесь, в здании Генерального штаба, в 1996 году открылся музей Георгия Жукова. У дома многовековая историей: особняк на Знаменке построил генерал Апраксин, в 1812 году здесь размещался интендантский штаб французов, а после изгнания наполеоновской армии устроен крепостной театр Апраксиных. В 1830 году здание было продано городу под устройство приюта для детей-сирот. Спустя десяток лет на Знаменке открылся кадетский корпус, затем образовалось Александровское пехотное училище, над которым шефствовали российские монархи. Писатель Куприн в своей повести «Юнкера» описывает быт этого училища, из стен которого вышли не только офицеры, но и люди, выбравшие мирные профессии, например, театральный актёр Борис Щукин.

В дни Великой Октябрьской революции в здании находился штаб противодействия большевикам, а после победы разместился Реввоенсовет — предшественник Наркомата обороны СССР и Министерства обороны СССР. Некоторое время Знаменка называлась Краснознамённой улицей, а после смерти военачальника Михаила Фрунзе получила его имя. К 1944 году старое здание перестало отвечать требованиям Наркомата обороны и к нему было достроено ещё несколько этажей, а по соседству вырос новый корпус. Для Верховного главнокомандующего был обустроен кабинет с приёмной, но у Сталина уже был кабинет в Кремле, и он бывал в Наркомате лишь периодически. Новый министр обороны Булганин тоже не пользовался этим кабинетом, а вот в 1955-1957 годах здесь было рабочее место маршала Георгия Жукова. В фойе можно увидеть портреты маршалов Малиновского, Гречко, Устинова, которые тоже здесь работали в разные годы. Помимо собственно кабинета на этаже находятся зал заседаний, приёмная и комната отдыха.

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

Московский метрополитен стал массовым бомбоубежищем во время налётов вражеской авиации, а для высокопоставленных лиц были оборудованы обособленные защитные сооружения, например, так называемый «бункер Сталина» на окраине Измайловского лесопарка. Его официальное название — запасной командный пункт Верховного главнокомандующего Красной Армией.

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

После прихода Гитлера к власти война с Германией представлялась неизбежной, и вождь это понимал. По мнению историка Владимира Лукина, советское руководство выбрало тактику ввода противника в заблуждение. Сталин делал всё, чтобы показать, что он не готовится к войне, а большая подготовка на самом деле велась. Если строился новый тракторный завод, то он был готов в кратчайшие сроки начать выпускать танки, а макаронная фабрика — перейти на изготовление артиллерийского пороха. Подобным объектом двойного назначения стал Центральный стадион имени Сталина, его строительство началось в 1936 году.

Как рассказал консультант проекта «Победа.doc» Владимир Лукин, Гитлер и Сталин многое копировали друг у друга. В Германии был построен подземный танковый завод, подземная трасса из Берлина, подземный завод по сборке самолётов Мессершмитт, и Сталин реализовал похожий проект — строительство метрополитена. Эта транспортная система с роскошными станциями-дворцами созидалась в качестве гигантского укрытия для горожан, но не только. Гражданский метрополитен был только частью построенного, причём большую часть подземных коммуникаций составлял секретный «Второй метрополитен», дотянувшийся до Измайлово.

Строительство гиганта-стадиона ориентировочно на 120 000 зителей с парашютными вышками, комплексом водных видов спорта на Серебряных прудах, взлётно-посадочной полосой для малых спортивных самолётов скрывало масштабные подземные работы. Местоположение выбрано не случайно — рядом проходила Московская Окружная железная дорога, а в непосредственной близости располагается шоссе, ведущее к военным аэродромам. Сюда пришла ветка метро, соединившая дачу Сталина в Кунцево, Кремль и Измайлово. Нынешняя станция метро «Партизанская»получила свое название не просто так: в годы войны здесь находился штаб партизанского движения, школа СМЕРШ и другие объекты. В те времена парк Измайлово был закрытой режимной территорией. Секретность и маскировка сыграли свою роль, и немецкие бомбардировщики этот район игнорировали.

сталин-театр

сталин-театр

сталин-театр

К 1939 году стройка стадиона приостановилась, но сталинский блок уже был возведён: круглый зал заседаний, кабинет, спальня, столовая, комната врача, комната офицеров связи и помещения служб обеспечения. Это лишь верхушка айсберга: ниже разместилось основное пространство защитного сооружения площадью 140 000 квадратных метров с личной охраной Сталина и 150 танками с запасом топлива и боеприпасов. Бункер находится почти на поверхности земли, но по исходному плану над ним должна была вырасти трибуна третьего яруса высотой в 50 метров, которая защищала бы сталинский блок. Стены бункера толщиной в три метра выложены из природного камня и бетона. В годы войны объект обслуживало порядка 2000 человек, включая танковые экипажи, они входили и выходили на объект далеко за его пределами. Из бункера предусмотрена подземная автомобильная дорога длиной 17 километров, ведущая в центр города. По мнению историка, Сталин всего дважды посещал это место.

В послевоенные годы на стадионе проходили футбольные матчи и массовые мероприятия, во время Олимпиады-80 в окрестностях расположилась огромная автостоянка автобусов для гостей Олимпийских игр, в девяностые годы над подземельем обосновался дикий рынок, ставший известным под названием «Черкизон». Музейная экспозиция открылась в бункере в 1996 году с одобрения Министра обороны Игоря Родионова. От входа к залу заседаний ведёт галерея, где представлены образцы экипировки разных родов войск, на стенах — живописные батальные полотна. В зале изначально висела большая карта боевых действий, а когда бункер стал музеем, по просьбе ветеранов на этом месте сколотили деревянную сцену. По праздникам здесь устраивали концерты, в которых выступали хор Александрова, Владимир Зельдин и другие артисты.

сталин-театр

Завершается спектакль-экскурсия в Центральном Музее Вооружённых сил, где курсанты увидят кинохронику 1945 года — парад Победы на Красной площади.

Со времён ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, ведутся споры, был ли вождь спасителем страны или злодеем, сыгравшим в истории СССР роковую роль. «Победа.doc» не даёт субъективных оценок поступкам Генералиссимуса и придерживается только фактических материалов. К примеру, есть журнал посещений рабочего кабинета Сталина в первый день войны, известно, кто к нему приходил и что говорил. Театральный спектакль в принципе не может ответить на вопрос, почему июнь-июль 1941 года стал самой чёрной страницей в истории Советского Союза, но пробуждает интерес зрителя, призывает обращаться к фактам, а не к домыслам псевдоисториков.


Расскажите друзьям:

Будь в курсе!

С гордостью представляем вам наш новый канал в популярном мессенджере Telegram. Там вы сможете узнать обо всех новых публикациях на сайте, обсудить их с другими читателям и напрямую пообщаться с сотрудниками редакции. Заходите, ждем всех!

Возможно вам будет интересно:

30.06.2018 в 19:43

Спектакль-абсурд пытается загнать в тупик


В театре «Практика» состоялась премьера спектакля «Война ещё не началась».

24.06.2018 в 09:01

«Надо рассказывать молодёжи о скорбных и горьких страницах истории»


В Новом Манеже проходит выставка «В штабах Победы», ставшая серьёзным культурным событием в жизни Москвы.

07.06.2018 в 11:34

Пречистенское пожарное депо


Традиции российского пожарного дела

06.06.2018 в 11:01

«На дне» 2.0


На сцене театра «МОДЕРН» — классическая пьеса в новом прочтении

01.06.2018 в 10:52

Налич на воде


Пётр Налич сыграет на водной глади пруда в парке Останкино

30.05.2018 в 13:16

«Работать надо, работать»


Новое прочтение легендарной пьесы на сцене МХТ

22.05.2018 в 09:29

«Слава» — высокая планка советского счастья


15 мая на новой сцене МХТ зрители имели возможность увидеть эскиз спектакля по пьесе В. М. Гусева «Слава».

16.05.2018 в 17:13

На Патриарших замечены неизвестные


В Москве состоялся праздник Булгакова

14.05.2018 в 21:27

Обновлённый балет о жертвах репрессий «Реквием» представлен в Петербурге


В Александринском театре состоялась премьера балета Бориса Эйфмана по поэме Анны Ахматовой «Реквием».

19.07.2018 в 12:01

На «НАШЕСТВИИ» будет солнечно, комфортно, круто


Организаторы фестиваля «НАШЕСТВИЕ» приглашают любителей музыки на главное приключение лета — грандиозный опен-эйр, который пройдёт в Большом Завидове с 3 по 5 августа

19.07.2018 в 11:28

Сказ о том, как я встретил дедушку Дональда и его тайного друга Володю


Дедушки под прикрытием стальной двери с ручками, как в фильме «Даун Хаус», выходили из дворца и тут же запрыгивали в свои лимузины, чтобы побыстрее уехать.

16.07.2018 в 10:41

«Черный молот» — другой взгляд на комиксы о супергероях


Устали от бесконечной череды смертей и воскрешений любимых героев? Запутались в том, кто сейчас носит костюм Капитана Америки или Флеша? Хочется чего-то нового в жанре супергероики?

Система Orphus