02.11.2015 09:46

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Текст: Юлия Арсеньева
Фото: Евгений Чесноков

Московские театралы с нетерпением ждут каждую премьеру Константина Богомолова. Его спектакли делят публику на два враждующих лагеря – одни восхищаются талантом режиссера, другие обвиняют его в радикализме, антипатриотизме и прочих грехах. Апологеты и хулители сходятся в одном – «смотреть обязательно!»

«Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьеру которого сыграли на основной сцене МХТ, смотреть нужно. К. Богомолов здесь продолжает линию «Идеального мужа» и «Карамазовых», спектаклей, ставших театральными хитами последних лет. Видимость сюжетной линии в «Мушкетерах» сохранена – три мушкетера служат Королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в Констанцию, Ришелье противостоит Королеве. Только вот мушкетеры в спектакле не из романа, скорее из саги — как и положено, с длинной родословной, папой-мамой-родиной, зачином-биографией. Впрочем, сага как-то естественно оборачивается романтическим трэшем, а воспользовавшись Дюма, драматург Богомолов сочиняет оригинальную умную, ироничную пьесу, где Любовь, она же Королева Ирина Петровна, противостоит Кардиналу — Смерти. Пересказать сюжет невозможно, он подобен лабиринту с множеством ходов-выходов, встреч-расставаний, убийств, смертей и радостных воскресений. Сюжет соткан из аллюзий, намеков, цитат, отсылок – к Ницше, Дали, Цветаевой, Булгакову, фильмам Хилькевича и Рязанова, песням Дунаевского и Таривердиева. Драматург-режиссер, как всегда щедр, он втягивает зрителя в интеллектуальную игру-поддавки (для некоторой части зала игру-издевку) – это узнаете, это считаете, это так просто. «Сакральная» книга всеобщего детства вывернута наизнанку, но режиссер не отнимает наши «блестючие» идеалы. Он просто предлагает взглянуть на них по-взрослому, вместе посмеяться и, если получиться, погрустить.

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Смерть и Любовь – главные темы спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая». На этих вечных понятиях зиждется сложная конструкция текста и спектакля. Со смерти все начинается. Первый акт – акт о смерти. Юнец из Краснодара по имени Дима Артаньян вместо того, чтобы попасть в артисты, попал в мушкетеры. Не это важное – его взяли на место только что похороненного друга, но похоронили в маленькой деревянной коробочке даже не Вадика и не прах его, а случайно найденное мужское достоинство, хотя правильнее фуй, лифуй. Есть еще здесь рассказ о смерти тех, кто в спектакле не выведен или выйдет на сцену позже – родители мушкетеров, о которых говорят и договорить не могут Атос, Портос и Арамис (Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский и Игорь Верник соответственно).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Второй акт – о любви. Любовных историй в спектакле насколько, но история Королевы Ирины Петровны и мальчика Джастина Бибера – «игра без правил», карнавал, театральное хулиганство высшей сценической пробы. Бекенгем-Павел Табаков юн, Королева – стара, но в мире всеобщего помешательства их чувства никого не удивляют. Муж Королевы, Король дядя Саша (Александр Семчев) принимает чувства жены с пониманием. Восторги от нового «открытия» Богомолова вполне понятны – прима театра Олега Ефремова Ирина Мирошниченко засверкала в «Мушкетерах» с прежней силой. Но спектакль и про театр, про то, как провинциальный мальчик не попал в артисты, про то, что у каждого персонажа – своя маска, про то, как трудно сменить в театре (и в жизни тоже) амплуа. Если ты Карлсон, то и оставайся Карлсоном, даже сняв пропеллер. А если звезда патриотического порно, останешься звездой навеки, чтобы с тобой ни происходило. Кстати, один из самых забавных эпизодов – когда Артаньян спасает Констанцию от рук насильников-актеров (по роли в порнофильме девушка кричала о помощи).

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Сценограф Лариса Ломакина, с которым Богомолов работает много лет, создала на сцене безликое пространство то ли кабинета чиновника, то ли казармы мушкетеров. В нем рядом с армейскими койками соседствует советский письменный стол, а характерный для богомоловских спектаклей экран временами транслирует, что происходит вокруг. Локализовав пространство, Богомолов и Ломакина довольствуются сценой-коробкой, где, казалось бы, соблюдают единство места. Но пространство, как и время, шире. Простыми приемами пространство раздвинуто до бесконечности, до волн морских и преисподней, до вихревого поднебесья, откуда, как золотой дождь, спустится блестящий пиджак Бибера-Бекенгема.

Третий акт – акт разочарований. Двадцать лет спустя они снова встречаются – мушкетеры, но без Королевы Ирины Петровны. Здесь уже царит Смерть и кладбищенский сторож дядюшка Мудло. Третий акт, самый не мушкетерский, держится на трех блистательных сольных кусках — Миледи-Марины Зудиной, Мудло- Розы Хайруллиной, Кардинала-Виктора Вержбицкого. Мушкетеров давно, двадцать лет назад, послали добывать подвески. Тогда им казалось, что они служат любви. Но мы знаем, что в мире всё по-другому.

Продолжение следует, но не последует…

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Мушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть перваяМушкетеры. Сага. Часть первая
Рубрика: Разное. Метки: театр, МХТ имени Чехова.

Другие публикации

05.02.2019 в 11:28

Рецепт семейного счастья: главное — подливка!


Театр имени Вахтангова приготовил подарок - прекрасный спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".

15.01.2019 в 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!


Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова — драматический пластический спектакль «XX век. Бал».

13.01.2019 в 17:03

«Город на память». 422. Тверская улица театральная


Главная московская улица не могла обойтись без храмов Мельпомены, в самом начале Тверской находятся два театра - Театр имени Ермоловой и МХТ имени Чехова.

18.12.2018 в 12:00

Путеводитель по Театру Дождей. Какой выбрать спектакль?


Хотите сходить в театр, но не знаете куда и на что? Постараюсь вам помочь! А ворона уже показывает куда идти :)

12.12.2018 в 11:18

«Город на память». 280. МХТ имени Чехова


Московский художественный театр основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

10.12.2018 в 00:02

Премьера театра Дождей. Английский стиль и русский театр


"I can fly, my friends!" — особенно после спектаклей Театра Дождей. А тут премьера!

29.11.2018 в 08:34

Юлия Пересильд: «Я научилась просить для детей из своего фонда»


Корреспондент РБ пообщалась с Юлией Пересильд — актрисой театра и кино, лауреатом многочисленных премий. Юлия рассказала о своих методах работы и планах на будущее.

17.11.2018 в 13:49

«Город на память». 151. Улица Советской Армии


На улице Советской Армии немало примечательных мест - и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа.

12.11.2018 в 09:20

«Офелия боится воды». Премьера, которую ждали


В МХТ им. Чехова состоялась премьера одного самых ожидаемых спектаклей сезона.

11.11.2018 в 13:47

Совершеннолетний спектакль к юбилею Ефремова


Актеры спектакля «Чапаев и Пустота» первыми поздравили Михаила Ефремова.

03.11.2018 в 21:25

Театр в подземке


В Московском метрополитене запустили поезд к 120-летию МХТ им.Чехова.

02.11.2018 в 10:42

Любовь и смерть Зинаиды Райх


В музее-квартире Всеволода Меерхольда состоялся пресс-показ спектакля «Любовь и смерть Зинаиды Райх», основанный на книге воспоминаний ее дочери Татьяны.

31.10.2018 в 10:32

Театр Армена Джигарханяна представляет спектакль «Мольер»


Новое прочтение булгаковской «Кабалы святош» можно увидеть на основной сцене Московского Драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

30.10.2018 в 10:57

Первомайский шабаш — без костров, но с музыкой


Московский театр МОСТ разразился-таки «Вальпургиевой ночью» Ерофеева, причем не в первый раз.

29.10.2018 в 20:38

Театр «Постскриптум» приглашает на спектакли


Театр «Постскриптум» родился в 1946 году как рабочий самодеятельный коллектив Дорпрофсожа Московского Метростроя.

27.10.2018 в 18:58

Легендарный Московский художественный театр имени Чехова отмечает свой юбилей


В легендарном МХТ состоялось праздничное мероприятие, приуроченное к 120-летию театра.