Проект иммерсивного спектакля, вовлекающего зрителя в события военных лет, возник в Министерстве обороны и был реализован в Театре Армии под названием «Победа.doc». Главными героями стали Иосиф Сталин и Георгий Жуков. Зрителями (а в некоторых сценах и участниками) примерно четырёхчасового действия станут военнослужащие и курсанты военных училищ. Чтобы картина событий была максимально достоверной, создатели спектакля консультировались с историками.
Игорь Афанасьев, режиссёр-постановщик:
Мы назвали этот проект театральной реконструкцией – не квестом. Со временем на значительных событиях накапливается слой пыли и сегодня существуют всевозможные фейки, поэтому мы назвали спектакль «Победа.doc»: он построен исключительно на документах, полученных в музейных архивах. Наша задача – заинтересовать аудиторию, состоящую из курсантов и военнослужащих, сделать так, чтобы они после встречи с нами сами захотели прочитать книги, пойти в музеи. Пусть молодые люди изучают правдивую историю по документам. «Победа.doc» рассматривает разные периоды войны от 22 июня 1941 года до Парада Победы. Зрители из Театра Армии на автобусе отправятся в кабинет маршала Жукова на Знаменке, в бункер Сталина на недостроенном стадионе в Измайлово, в Центральный музей Вооружённых сил. Гражданские лица пока не смогут увидеть постановку, так как существуют определённые ограничения с посещением здания Министерства обороны.
Яна Стародуб-Афанасьева, сценарист:
Формат автобусной экскурсии выбран для того, чтобы зрители могли почувствовать себя людьми из того времени, побывав в нескольких исторических местах. В первой части спектакля «Победа.doc» нет ни одного выдуманного слова – только дневниковые записи и документы участников событий 22 июня 1941 года. В те часы принимались решения, определившие судьбу страны. Из этих фактов и собрана документальная мозаика спектакля. Рассказ о военных событиях продолжается и во время поездок в автобусе. Актёры озвучивают истории о том, что переживали в те дни не первые лица государства, а простые горожане.
«Эти воспоминания чрезвычайно важны, и чем точнее они будут воспроизведены – тем лучше. Если не ворошить прошлое, то тогда не придётся ворошить будущее. Это непрерывная связь поколений, это история, длящаяся тысячу лет»,- заметил один из гостей предпремьерного показа кинорежиссёр Владимир Бортко.
Локации спектакля были предложены Министерством обороны, и режиссёр выстроил сюжет исходя из этих пожеланий. Действие начинается в Театре Армии, гигантское здание которого в форме пятиконечной звезды было построено незадолго до войны. Когда выяснилось, что четыре луча этой звезды указывают в направлении вокзалов, а пятый – в сторону Кремля, что являлось хорошим ориентиром для вражеских бомбардировщиков, театр решено было замаскировать. В службу маскировки входили лучшие художники и архитекторы Москвы, скрывавшие Кремль, Большой театр и другие государственные объекты. Маскировочная сетка, выполненная в зелёных и красно-коричневых тонах, спасла многие здания от разрушения.
В октябре немецко-фашистские оккупанты подошли к Москве; не исключалась возможность захвата столицы врагом. «Период мирного строительства закончился, начался период освободительной войны с немецкими захватчиками»,- объявил Иосиф Сталин. Важнейшие объекты были заминированы, введён режим затемнения: при угрозе налётов запрещено включать свет, а небо стало чёрным от пепла сжигаемых в печах документов. Всё трудоспособное население по указу от 12 октября привлечено к устройству траншей и окопов, сооружению баррикад. В окрестностях города москвичи своими руками возвели 676 километров противотанковых рвов, 445 километров эскарпов и контрэскарпов, установили более 46000 противотанковых ежей. Самым тревожным днём стало 16 октября, когда единственный раз в своей истории не открылся для пассажиров московский метрополитен. Метро планировалось затопить, но уже к вечеру этот приказ был отменён.
Следующая локация спектакля «Победа.doc» – в квартале Министерства обороны на Знаменке. Здесь, в здании Генерального штаба, в 1996 году открылся музей Георгия Жукова. У дома многовековая историей: особняк на Знаменке построил генерал Апраксин, в 1812 году здесь размещался интендантский штаб французов, а после изгнания наполеоновской армии устроен крепостной театр Апраксиных. В 1830 году здание было продано городу под устройство приюта для детей-сирот. Спустя десяток лет на Знаменке открылся кадетский корпус, затем образовалось Александровское пехотное училище, над которым шефствовали российские монархи. Писатель Куприн в своей повести «Юнкера» описывает быт этого училища, из стен которого вышли не только офицеры, но и люди, выбравшие мирные профессии, например, театральный актёр Борис Щукин.
В дни Великой Октябрьской революции в здании находился штаб противодействия большевикам, а после победы разместился Реввоенсовет – предшественник Наркомата обороны СССР и Министерства обороны СССР. Некоторое время Знаменка называлась Краснознамённой улицей, а после смерти военачальника Михаила Фрунзе получила его имя. К 1944 году старое здание перестало отвечать требованиям Наркомата обороны и к нему было достроено ещё несколько этажей, а по соседству вырос новый корпус. Для Верховного главнокомандующего был обустроен кабинет с приёмной, но у Сталина уже был кабинет в Кремле, и он бывал в Наркомате лишь периодически. Новый министр обороны Булганин тоже не пользовался этим кабинетом, а вот в 1955-1957 годах здесь было рабочее место маршала Георгия Жукова. В фойе можно увидеть портреты маршалов Малиновского, Гречко, Устинова, которые тоже здесь работали в разные годы. Помимо собственно кабинета на этаже находятся зал заседаний, приёмная и комната отдыха.
Московский метрополитен стал массовым бомбоубежищем во время налётов вражеской авиации, а для высокопоставленных лиц были оборудованы обособленные защитные сооружения, например, так называемый «бункер Сталина» на окраине Измайловского лесопарка. Его официальное название – запасной командный пункт Верховного главнокомандующего Красной Армией.
После прихода Гитлера к власти война с Германией представлялась неизбежной, и вождь это понимал. По мнению историка Владимира Лукина, советское руководство выбрало тактику ввода противника в заблуждение. Сталин делал всё, чтобы показать, что он не готовится к войне, а большая подготовка на самом деле велась. Если строился новый тракторный завод, то он был готов в кратчайшие сроки начать выпускать танки, а макаронная фабрика – перейти на изготовление артиллерийского пороха. Подобным объектом двойного назначения стал Центральный стадион имени Сталина, его строительство началось в 1936 году.
Как рассказал консультант проекта «Победа.doc» Владимир Лукин, Гитлер и Сталин многое копировали друг у друга. В Германии был построен подземный танковый завод, подземная трасса из Берлина, подземный завод по сборке самолётов Мессершмитт, и Сталин реализовал похожий проект – строительство метрополитена. Эта транспортная система с роскошными станциями-дворцами созидалась в качестве гигантского укрытия для горожан, но не только. Гражданский метрополитен был только частью построенного, причём большую часть подземных коммуникаций составлял секретный «Второй метрополитен», дотянувшийся до Измайлово.
Строительство гиганта-стадиона ориентировочно на 120 000 зителей с парашютными вышками, комплексом водных видов спорта на Серебряных прудах, взлётно-посадочной полосой для малых спортивных самолётов скрывало масштабные подземные работы. Местоположение выбрано не случайно – рядом проходила Московская Окружная железная дорога, а в непосредственной близости располагается шоссе, ведущее к военным аэродромам. Сюда пришла ветка метро, соединившая дачу Сталина в Кунцево, Кремль и Измайлово. Нынешняя станция метро «Партизанская»получила свое название не просто так: в годы войны здесь находился штаб партизанского движения, школа СМЕРШ и другие объекты. В те времена парк Измайлово был закрытой режимной территорией. Секретность и маскировка сыграли свою роль, и немецкие бомбардировщики этот район игнорировали.
К 1939 году стройка стадиона приостановилась, но сталинский блок уже был возведён: круглый зал заседаний, кабинет, спальня, столовая, комната врача, комната офицеров связи и помещения служб обеспечения. Это лишь верхушка айсберга: ниже разместилось основное пространство защитного сооружения площадью 140 000 квадратных метров с личной охраной Сталина и 150 танками с запасом топлива и боеприпасов. Бункер находится почти на поверхности земли, но по исходному плану над ним должна была вырасти трибуна третьего яруса высотой в 50 метров, которая защищала бы сталинский блок. Стены бункера толщиной в три метра выложены из природного камня и бетона. В годы войны объект обслуживало порядка 2000 человек, включая танковые экипажи, они входили и выходили на объект далеко за его пределами. Из бункера предусмотрена подземная автомобильная дорога длиной 17 километров, ведущая в центр города. По мнению историка, Сталин всего дважды посещал это место.
В послевоенные годы на стадионе проходили футбольные матчи и массовые мероприятия, во время Олимпиады-80 в окрестностях расположилась огромная автостоянка автобусов для гостей Олимпийских игр, в девяностые годы над подземельем обосновался дикий рынок, ставший известным под названием «Черкизон». Музейная экспозиция открылась в бункере в 1996 году с одобрения Министра обороны Игоря Родионова. От входа к залу заседаний ведёт галерея, где представлены образцы экипировки разных родов войск, на стенах – живописные батальные полотна. В зале изначально висела большая карта боевых действий, а когда бункер стал музеем, по просьбе ветеранов на этом месте сколотили деревянную сцену. По праздникам здесь устраивали концерты, в которых выступали хор Александрова, Владимир Зельдин и другие артисты.
Завершается спектакль-экскурсия в Центральном Музее Вооружённых сил, где курсанты увидят кинохронику 1945 года – парад Победы на Красной площади.
Со времён ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, ведутся споры, был ли вождь спасителем страны или злодеем, сыгравшим в истории СССР роковую роль. «Победа.doc» не даёт субъективных оценок поступкам Генералиссимуса и придерживается только фактических материалов. К примеру, есть журнал посещений рабочего кабинета Сталина в первый день войны, известно, кто к нему приходил и что говорил. Театральный спектакль в принципе не может ответить на вопрос, почему июнь-июль 1941 года стал самой чёрной страницей в истории Советского Союза, но пробуждает интерес зрителя, призывает обращаться к фактам, а не к домыслам псевдоисториков.
Рубрика: Культура. Метки: история, театр, спектакль.