30.11.2018 08:51

Любовь — её отсутствие и её имитация

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль «Брюсов переулок» по мотивам произведений Валерия Брюсова, премьера которого состоялась 22 ноября.

Фантазия. Точнее не скажешь. Спектакль-фантазия по произведениям «императора символизма», отодвинувшего рамки будничной реальности очень далеко от своих произведений, чтобы они не мешали существовать диковинным сюжетам, полным аллегорий. Фантазия, спрятанная за серой дымкой, за черной вуалью, за поверхностью зеркала, куда мучительно стремится бежать главная героиня. Иногда это действительно напоминает Зазеркалье, когда герои идут навстречу друг другу, но проходят мимо, насквозь, так и не встретившись, не коснувшись. Женщине, вокруг которой стремительно разворачиваются трагические события, кажется, что если она проникнет за зеркальную грань, то именно там сможет стать настоящей собой. Но лучше по порядку.

В особняке, принадлежащем уважаемому состоятельному человеку, совершено убийство. Убит хозяин. За расследование берется молодой красивый энергичный следователь. Он дает клятву вдове погибшего, что доведет дело до конца и найдет виновного, чего бы это ни стоило. В ходе расследования раскрывается связь вдовы с двумя мужчинами, каждый из которых по-своему ненавидел убитого. Кроме того, в доме проживает младшая сестра хозяйки, которая ревнует ее ко всем мужчинам вообще. На первый взгляд — классический детектив. Но это не детектив. Детектив начинается и тут же заканчивается, как только следователь проводит первый допрос вдовы убитого.

«Без Бога…все позволено,» — эту цитату от Достоевского режиссер и сценарист Андрей Максимов назвал эпиграфом к своему спектаклю. «Нам хотелось, чтобы разгадывая детективный сюжет, погружаясь в мелодраматические коллизии наших героев, зритель в конце концов задумался о себе, о своей жизни, о том, например, какой безнадежно печальной может быть жизнь, если в ней нет Бога,» — говорит о «Брюсовом переулке» Максимов. Удивительная и непонятная цель для нашего времени. Удивительно и непонятно видеть на сцене одного из лучших московских театров успешных талантливых людей — актеров, режиссера, композитора — серьезно и глубоко говорящих о том, что такое любовь, совесть, смысл жизни. Удивительно потому, что так непохоже на все, что нас окружает. Непонятно потому, что это не реклама, не попытка выглядеть тем, кем ты не являешься. Это очень похоже на правду, на настоящую правду — удивительную и непонятную для современного человека.

По мнению Андрея Максимова, в «Брюсовом переулке» нет эпизодов. Каждая роль — тщательно проработанный характер, личность, вызывающая интерес и уважение. Поэтому мне сложно сказать, кто из актеров играет лучше или хуже. Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталис Семеновс — каждый из этих людей неповторим в своем образе. Каждый персонаж органичен и глубок, что говорит о точном подборе артистов и серьезной режиссерской и актерской работе. И все-таки хочется выделить Ольгу Тумайкину — исполнительницу главной роли. По сюжету в нее влюблены все герои пьесы. К концу спектакля в нее влюблен уже весь зал. Возможно, даже включая осветителя. Ольга играет Красоту. Красоту как сущность. Не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную, неосязаемую, неотделимую от своего источника. Внешне спектакль дымчато-серый, от него веет готикой, чем-то потусторонним. Но он не мрачный, не унылый в своей монохромности. Этот видеоряд можно назвать элегантным, строгим и красивым.

Через весь спектакль проходят слова Брюсова о том, что самое большое удовольствие для человека — причинять боль и страдания своему ближнему. Этому трагическому и безысходному утверждению противостоит главная героиня, созданная Ольгой Тумайкиной и Андреем Максимовым. Последняя фраза спектакля: «Главное, что никто не боится войны,» — повисает в воздухе без ответа. Как повод для размышлений.

Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, рецензия, театр Вахтангова.

Комментарии


Другие публикации

16.02.2019 в 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается


На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам».

11.02.2019 в 21:53

«Моби Дик»: в океане рока и поэзии


В Культурном центре «Москвич» состоялась премьера рок-поэмы, вдохнувшая новую жизнь в легендарного «Моби Дика».

06.02.2019 в 16:07

Армамагедон в «ЛЕГО фильм 2»


Эммет и его друзья возвращаются, чтобы вновь спасти мир.

05.02.2019 в 11:28

Рецепт семейного счастья: главное — подливка!


Театр имени Вахтангова приготовил подарок - прекрасный спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".

25.01.2019 в 07:04

«Матросская Тишина» — спектакль про бесконечную жизнь


Московский театр Олега Табакова возвращает на сцену спектакль «Матросская Тишина» с обновлённым актёрским составом.

18.01.2019 в 17:02

«Идёшь на музыкальный спектакль — тебе показывают цирк»


Накануне мировой премьеры спектакля «Пассажиры», которая состоится 18 января, для представителей СМИ провели пресс-показ необычной театрально-цирковой постановки.

15.01.2019 в 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!


Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова — драматический пластический спектакль «XX век. Бал».

01.01.2019 в 17:53

Dance. Dance. Dance на сцене Александринского театра


Сразу три премьеры Мариинского театра: Игорь Колб, Данила Корсунцев и Евгений Иванченко, представили проект Dance.Dance.Dance на сцене Александринского театра.

22.12.2018 в 22:01

«Город на память». 362. Калошин переулок


В наши дни в Калошин переулок зачастили театралы - на премьеры Симоновской сцены Театра имени Вахтангова и в Центральный Дом актёра на спектакли и концерты.

21.12.2018 в 11:10

Вечно живой Ильич в Маяковке


В Театре Маяковского два года шли разговоры о том, что художественный руководитель Миндаугас Карбаускис собирается поставить «Обломова».

18.12.2018 в 11:34

Надежда Русс: «Песчаная сказка» это наша версия, наше видение восточного фольклора


Перед премьерой, корреспондент РБ пообщалась с главной художницей Большого цирка на проспекте Вернадского Надеждой Русс.

15.12.2018 в 10:44

«Раковый корпус» — тяжёлый и мрачный спектакль


В ЦДР состоялась премьера спектакля Дмитрия Акриша «Раковый корпус» по одноименному роману Солженицына.

12.12.2018 в 11:18

«Город на память». 280. МХТ имени Чехова


Московский художественный театр основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

06.12.2018 в 17:18

«Хищные города» охотятся за зрителем


Постапокалиптическая антиутопия от создателя «Хоббита» и «Властелина колец» Питера Джексона

05.12.2018 в 12:55

Премьера балета «Жар-птица» в постановке Дагласа Ли


Мировая премьера на сцене Александринки: театр балета имени Якобсона показал «Жар-птицу» на музыку И.Стравинского.

04.12.2018 в 14:48

«Спасти Хлестакова». Есть ли шанс?


Как еще можно сыграть "Ревизора"? В какие костюмы еще не переодевались персонажи "нетленки" Николая Васильевича Гоголя?