30.11.2018 08:51

Любовь — её отсутствие и её имитация

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль «Брюсов переулок» по мотивам произведений Валерия Брюсова, премьера которого состоялась 22 ноября.

Фантазия. Точнее не скажешь. Спектакль-фантазия по произведениям «императора символизма», отодвинувшего рамки будничной реальности очень далеко от своих произведений, чтобы они не мешали существовать диковинным сюжетам, полным аллегорий. Фантазия, спрятанная за серой дымкой, за черной вуалью, за поверхностью зеркала, куда мучительно стремится бежать главная героиня. Иногда это действительно напоминает Зазеркалье, когда герои идут навстречу друг другу, но проходят мимо, насквозь, так и не встретившись, не коснувшись. Женщине, вокруг которой стремительно разворачиваются трагические события, кажется, что если она проникнет за зеркальную грань, то именно там сможет стать настоящей собой. Но лучше по порядку.

В особняке, принадлежащем уважаемому состоятельному человеку, совершено убийство. Убит хозяин. За расследование берется молодой красивый энергичный следователь. Он дает клятву вдове погибшего, что доведет дело до конца и найдет виновного, чего бы это ни стоило. В ходе расследования раскрывается связь вдовы с двумя мужчинами, каждый из которых по-своему ненавидел убитого. Кроме того, в доме проживает младшая сестра хозяйки, которая ревнует ее ко всем мужчинам вообще. На первый взгляд — классический детектив. Но это не детектив. Детектив начинается и тут же заканчивается, как только следователь проводит первый допрос вдовы убитого.

«Без Бога…все позволено,» — эту цитату от Достоевского режиссер и сценарист Андрей Максимов назвал эпиграфом к своему спектаклю. «Нам хотелось, чтобы разгадывая детективный сюжет, погружаясь в мелодраматические коллизии наших героев, зритель в конце концов задумался о себе, о своей жизни, о том, например, какой безнадежно печальной может быть жизнь, если в ней нет Бога,» — говорит о «Брюсовом переулке» Максимов. Удивительная и непонятная цель для нашего времени. Удивительно и непонятно видеть на сцене одного из лучших московских театров успешных талантливых людей — актеров, режиссера, композитора — серьезно и глубоко говорящих о том, что такое любовь, совесть, смысл жизни. Удивительно потому, что так непохоже на все, что нас окружает. Непонятно потому, что это не реклама, не попытка выглядеть тем, кем ты не являешься. Это очень похоже на правду, на настоящую правду — удивительную и непонятную для современного человека.

По мнению Андрея Максимова, в «Брюсовом переулке» нет эпизодов. Каждая роль — тщательно проработанный характер, личность, вызывающая интерес и уважение. Поэтому мне сложно сказать, кто из актеров играет лучше или хуже. Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталис Семеновс — каждый из этих людей неповторим в своем образе. Каждый персонаж органичен и глубок, что говорит о точном подборе артистов и серьезной режиссерской и актерской работе. И все-таки хочется выделить Ольгу Тумайкину — исполнительницу главной роли. По сюжету в нее влюблены все герои пьесы. К концу спектакля в нее влюблен уже весь зал. Возможно, даже включая осветителя. Ольга играет Красоту. Красоту как сущность. Не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную, неосязаемую, неотделимую от своего источника. Внешне спектакль дымчато-серый, от него веет готикой, чем-то потусторонним. Но он не мрачный, не унылый в своей монохромности. Этот видеоряд можно назвать элегантным, строгим и красивым.

Через весь спектакль проходят слова Брюсова о том, что самое большое удовольствие для человека — причинять боль и страдания своему ближнему. Этому трагическому и безысходному утверждению противостоит главная героиня, созданная Ольгой Тумайкиной и Андреем Максимовым. Последняя фраза спектакля: «Главное, что никто не боится войны,» — повисает в воздухе без ответа. Как повод для размышлений.

Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"Андрей Максимов, "Брюсов переулок"

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, рецензия, театр Вахтангова.

Комментарии


Другие публикации

12.12.2018 в 11:18

«Город на память». 280. МХТ имени Чехова


Московский художественный театр основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

06.12.2018 в 17:18

«Хищные города» охотятся за зрителем


Постапокалиптическая антиутопия от создателя «Хоббита» и «Властелина колец» Питера Джексона

05.12.2018 в 12:55

Премьера балета «Жар-птица» в постановке Дагласа Ли


Мировая премьера на сцене Александринки: театр балета имени Якобсона показал «Жар-птицу» на музыку И.Стравинского.

04.12.2018 в 14:48

«Спасти Хлестакова». Есть ли шанс?


Как еще можно сыграть "Ревизора"? В какие костюмы еще не переодевались персонажи "нетленки" Николая Васильевича Гоголя?

26.11.2018 в 11:22

Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова


На суд театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова — «Брюсов переулок».

23.11.2018 в 10:38

Зефирина отожгла


Популярный американский диджей Marshmello впервые выступил в России 17 ноября.

23.11.2018 в 09:00

Безруков снова сыграл бандита


В Московском Губернском театре спектаклем «Остров сокровищ» открылся первый в России Международный Большой Детский Фестиваль.

14.11.2018 в 17:39

Встречаем «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»


В широкий прокат выходит долгожданное продолжение приключений Ньюта Саламандера, магозоолога из спин-оффа саги о Гарри Поттере.

14.11.2018 в 07:51

«Король умер — да здравствует король!» Новое воплощение датского принца


В рамках биеннале театрального искусства на сцене РАМТ московским зрителям был представлен спектакль театра имени Ленсовета «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова.

12.11.2018 в 09:20

«Офелия боится воды». Премьера, которую ждали


В МХТ им. Чехова состоялась премьера одного самых ожидаемых спектаклей сезона.

08.11.2018 в 12:14

Inside — интригующий и качественный платформер


Inside — двухмерный платформер с хорошими крепкими головоломками.

01.11.2018 в 12:47

Взгляд Морозовой на «Метод Гронхольма»


3 ноября в Театре Российской Армии состоится премьера популярной пьесы.

31.10.2018 в 21:44

Так Пушкина никто не ставил! Так надо ставить Пушкина!


В Малом театре состоится премьера обновлённого спектакля «Сказка о царе Салтане».

31.10.2018 в 09:17

Инверсия тени и света, или, что такое «хорошо» на земле и под землей


В РАМТе состоялась премьера спектакля «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского.

30.10.2018 в 10:57

Первомайский шабаш — без костров, но с музыкой


Московский театр МОСТ разразился-таки «Вальпургиевой ночью» Ерофеева, причем не в первый раз.

26.10.2018 в 11:59

В каждой сказке есть доля сказки. «Черная курица» в РАМТе


Отправляясь на новую премьеру в РАМТе, спектакль «Черная курица», не забудьте, что это не счастливая сказка, не радостная история с нравоучительной моралью.