13.11.2019 10:49

Убивец

«Убеждён, если бы в мире почаще читали Достоевского, может быть в нашей жизни было бы чуточку меньше насилия, беспредела и больше человечности»
Марк Розовский

Театр у Никитских ворот сделал настоящий подарок своему зрителю. Несмотря на жёсткое название «Убивец» спектакль получился очень красивый и даже поэтичный. Кто бы мог подумать, что «Преступление и наказание» можно переложить в поэтическую форму и представить это действие так музыкально и гармонично! Сам Фёдор Михайлович говорил, что «сцена не книга», более того он призывал перерабатывать прозу в драму, что в полной мере удалось автору постановки в союзе с поэтом Юрием Ряшинцевым и композитором Эдуардом Артемьевым. Марк Розовский охарактеризовал свое произведение как «площадное действо» и придал совершенно новое звучание великому роману. Проза, поэзия, музыка, пластика находятся в непрерывном свободном движении, переплетаются друг с другом, и в их соединении рождается интонация, затрагивающая самые глубокие чувства зрителей.

Федор Михайлович Достоевский в своем знаменитом романе исследует опасные ростки невежества и страсти внутри человеческого сознания. И это не только идея Раскольникова о людях первого и второго сорта, о том что, ради высокой цели, например, ради восстановления справедливости, можно пойти на всё, и даже на убийство. Не менее губительны идеи о всесильности денег, что можно, продав свое тело, купить благополучие для близких, о вседозволенности и бесконечном потакании своей похоти. Подобных ростков в головах людей очень много. Они как болезнь, которая со временем охватывает всё общество и постепенно затягивает его в водоворот жестокости, насилия и кровопролития.
Герои Достоевского настолько яркие, выпуклые, что давно стали собирательными образами.

Раскольников – высокомерный романтик, возомнивший себя «вершителем судеб», Сонечка Мармеладова — непорочный и одновременно грешный ангел, олицетворяющий смирение и желание искупить вину, ее отец – опустившийся чиновник, пропащий пьяница, Свидригайлов — сладострастный развратник, подлец и злодей, Порфирий Петрович – талантливый следователь, психолог и философ, видит преступника насквозь и вынуждает его признаться в содеянном. Благодаря особо чуткому режиссерскому прочтению романа исчезают маски, а за ними проступает глубина и человеческие черты героев. Перед нами предстают не просто шаблонные образы, а живые люди, близкие и понятные, похожие на наших соседей, со своими бедами, переживаниями, сочувствием, отчаянием. Никого не может оставить равнодушным исповедь Мармеладова, отца Сонечки в исполнении актера Юрия Шахисламова.

Так есть ли надежда на спасение? Может быть это Порфирий Петрович, умный, уверенный, знающий служитель закона? Именно он добивается чистосердечного признания от преступника. Но его прагматичность и цинизм вряд ли могут что-то исправить в этом мире. Он уже является частью умирающей системы и втянут в этот гибельной водоворот, но пока оказывается сильнее своих оппонентов. Раскаяние приходит к Родиону Раскольникову совсем через другой источник.

Спасение приходит через Сонечку Мармеладову, сохранившую удивительную чистоту души, чистоту сердца, нежность и благородство. Если есть в этом беспросветном мире тот, кто способен не ожесточиться, то это она. В ней живет росток спасения. В самой безнадежной ситуации она несет в себе тот свет, рядом с которым высокомерие, гордость, страх теряют свою силу. Подобно тому, как от свечи к свече передается спасительный пасхальный огонь, в погасших душах начинает теплиться огонек надежды.
В этом спектакле очень много человечности. Она тревожит душу, трогает до слез и, самое главное, помогает нам не очерстветь сердцем.

Убивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк Розовский

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации

10.09.2019 в 08:31

Мудрец


Театр У Никитских ворот открыл сезон премьерой спектакля «Мудрец», поставленного Аркадием Кацем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

11.03.2019 в 00:39

Памятник неизвестному стиляге


Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...

25.02.2019 в 21:11

«Стеклянный зверинец»: хрупкие люди с непоправимым будущим


Драматурга Теннесси Уильямса можно назвать мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии.

03.07.2020 в 19:01

«Фиксаж» вышел из карантина


4 июля в Новой Третьяковке открывается первый после пандемии коронавируса фестиваль современной фотографии «Фиксаж».

02.07.2020 в 16:00

У лукоморья дуб зеленый


1 июля, в последний день общенационального голосования по поправкам в Конституцию, на Пушкинской площади в Москве прошли несанкционированные протесты.

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

26.06.2020 в 11:24

«Русский блоггер» прошел околопарадом


Парадные и непарадные впечатления наших корреспондентов

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 20:18

Храм Святого Семейства — долгострой во искупление грехов общества


Многие упрекали архитектора в том, что строительство ведётся слишком медленно, на что Антонио Гауди отвечал – «Мой заказчик никуда не торопится».

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.