13.11.2019 10:49

Убивец

«Убеждён, если бы в мире почаще читали Достоевского, может быть в нашей жизни было бы чуточку меньше насилия, беспредела и больше человечности»
Марк Розовский

Театр у Никитских ворот сделал настоящий подарок своему зрителю. Несмотря на жёсткое название «Убивец» спектакль получился очень красивый и даже поэтичный. Кто бы мог подумать, что «Преступление и наказание» можно переложить в поэтическую форму и представить это действие так музыкально и гармонично! Сам Фёдор Михайлович говорил, что «сцена не книга», более того он призывал перерабатывать прозу в драму, что в полной мере удалось автору постановки в союзе с поэтом Юрием Ряшинцевым и композитором Эдуардом Артемьевым. Марк Розовский охарактеризовал свое произведение как «площадное действо» и придал совершенно новое звучание великому роману. Проза, поэзия, музыка, пластика находятся в непрерывном свободном движении, переплетаются друг с другом, и в их соединении рождается интонация, затрагивающая самые глубокие чувства зрителей.

Федор Михайлович Достоевский в своем знаменитом романе исследует опасные ростки невежества и страсти внутри человеческого сознания. И это не только идея Раскольникова о людях первого и второго сорта, о том что, ради высокой цели, например, ради восстановления справедливости, можно пойти на всё, и даже на убийство. Не менее губительны идеи о всесильности денег, что можно, продав свое тело, купить благополучие для близких, о вседозволенности и бесконечном потакании своей похоти. Подобных ростков в головах людей очень много. Они как болезнь, которая со временем охватывает всё общество и постепенно затягивает его в водоворот жестокости, насилия и кровопролития.
Герои Достоевского настолько яркие, выпуклые, что давно стали собирательными образами.

Раскольников – высокомерный романтик, возомнивший себя «вершителем судеб», Сонечка Мармеладова — непорочный и одновременно грешный ангел, олицетворяющий смирение и желание искупить вину, ее отец – опустившийся чиновник, пропащий пьяница, Свидригайлов — сладострастный развратник, подлец и злодей, Порфирий Петрович – талантливый следователь, психолог и философ, видит преступника насквозь и вынуждает его признаться в содеянном. Благодаря особо чуткому режиссерскому прочтению романа исчезают маски, а за ними проступает глубина и человеческие черты героев. Перед нами предстают не просто шаблонные образы, а живые люди, близкие и понятные, похожие на наших соседей, со своими бедами, переживаниями, сочувствием, отчаянием. Никого не может оставить равнодушным исповедь Мармеладова, отца Сонечки в исполнении актера Юрия Шахисламова.

Так есть ли надежда на спасение? Может быть это Порфирий Петрович, умный, уверенный, знающий служитель закона? Именно он добивается чистосердечного признания от преступника. Но его прагматичность и цинизм вряд ли могут что-то исправить в этом мире. Он уже является частью умирающей системы и втянут в этот гибельной водоворот, но пока оказывается сильнее своих оппонентов. Раскаяние приходит к Родиону Раскольникову совсем через другой источник.

Спасение приходит через Сонечку Мармеладову, сохранившую удивительную чистоту души, чистоту сердца, нежность и благородство. Если есть в этом беспросветном мире тот, кто способен не ожесточиться, то это она. В ней живет росток спасения. В самой безнадежной ситуации она несет в себе тот свет, рядом с которым высокомерие, гордость, страх теряют свою силу. Подобно тому, как от свечи к свече передается спасительный пасхальный огонь, в погасших душах начинает теплиться огонек надежды.
В этом спектакле очень много человечности. Она тревожит душу, трогает до слез и, самое главное, помогает нам не очерстветь сердцем.

Убивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк РозовскийУбивец, реж. Марк Розовский

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации

24.11.2021 в 22:18

Я люблю тебя, мой пупсик. «Лолита» в Театре «У Никитских ворот


В случае «Лолиты» в театре «У Никитских ворот» давайте называть вещи своими именами.

07.05.2021 в 11:18

Хлыст для царя


В Театре у Никитских ворот долгожданная премьера: русский мюзикл Марка Розовского «Тайна Распутина».

03.03.2021 в 09:23

От страдания к состраданию — «Сон смешного человека»


Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.

27.09.2020 в 10:52

Образ жизни — террор


В театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Фанни»

10.09.2019 в 08:31

Мудрец


Театр У Никитских ворот открыл сезон премьерой спектакля «Мудрец», поставленного Аркадием Кацем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

11.03.2019 в 00:39

Памятник неизвестному стиляге


Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...

25.02.2019 в 21:11

«Стеклянный зверинец»: хрупкие люди с непоправимым будущим


Драматурга Теннесси Уильямса можно назвать мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

03.12.2021 в 19:59

Вы продаёте котят? «САНСАРА», Пермский театр «У Моста»


«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова - это спектакль специфично русский и очень глубокий.

03.12.2021 в 18:34

Коллеги по цеху признали Андрея Найдёнова лучшим кинооператором года


XVII церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат» состоялась 2 декабря в кинотеатре «Художественный».

02.12.2021 в 16:19

«Степь Чехова» в Школе современной пьесы


В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Степь Чехова» в постановке Александра Кима.

02.12.2021 в 01:11

Смерть, боль, тлен, мрак или трудности подросткового возраста


В ЦДР на Беговой состоялся показ спектакля Никиты Патуева «О моем светлом будущем и прочем идиотизме» по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам».

01.12.2021 в 23:28

Вспоминая «русского Родена»


На Автозаводской улице открылся культурный центр имени выдающегося скульптора Степана Эрьзи.