Кто только сейчас не сочиняет детские сказки. Мадонна, Пол Маккартни, Люк Бессон, Принц Чарльз, Барак Обама, белорус Павел Пряжко…
Новый премьерный спектакль в Театре на Малой Бронной – «Лунная масленица» получился абсолютно «чудесатым» и без сомнений был сотворён не без помощи волшебной палочки, которая имеется в наличии у режиссёра Филиппа Григорьяна и у всей его славной команды. Иначе как объяснить то гипнотическое вовлечение в действие, которое оказывает эта арт-хаусная детская нуар-комедия на зрителей?
О чём «Лунная масленица»? Так быстро и не сообразишь, поскольку нет однозначного ответа и трудно определить развлекательный спектакль или поучительный, детский или не очень. Скорее та самая золотая гармоничная середина, когда не передавливают с нравоучениями, но оставляют границы толкования открытыми. Дети ведь не так внимают словесным установкам, как способны гораздо более эффективно пропускать информацию через чувства, понимая больше, чем было сказано, и получая в итоге уникальную эмоциональную отдачу. Им будет близок язык спектакля, лёгкий и метафоричный, сродни бабочке, которая в нём одна из главных героинь. Взрослым же спектакль дарует осознание скучной зависимости от тех ламповых героев из своего детства, которых мы в собственной ностальгии пытаемся навязать детям в качестве примеров поведения. Но наши дети – другие, и какая радость, оказывается, может находиться в свежести сюжета, а ещё в художественном театральном языке, с помощью которого так красиво и эстетски подводят к важным проблемам взаимоотношений между людьми, экологии и даже ЗОЖ! Какую радость таит отсутствие предсказуемости и отключение внутреннего «автопилота»! Принципиального новаторства в сюжете сказочной истории, написанной серьёзным и «взрослым» драматургом Павлом Пряжко нет, но в спектакле полностью отсутствует линейная интерпретация ощущений, что есть гигантский плюс. Объёмные новые образы сдвигают существующие ментальные настройки и буквально телепортируют в пространство необычной сказки, лишь кажущейся незамысловатой, в меру наивной, в меру интеллектуальной.
Спектакль невообразимым образом вобрал в себя льюискэролловские интонации, философскую грусть Меттерлинка, архаику русского фольклора, кинематографическую жуть Хичкока и мультипликационный шарм Диснея. Всё вместе и даже больше вместилось в планетарную футуристическую сказку, действие которой разворачивается на земной и лунной поверхностях.
В роли объединяющих поколения ценностей – дети с ангельскими крыльями, которые на наших глазах сошли со звёзд и выбрали себе родителей (Аскар Нигамедзянов и Алла Иванцова).
В спектакле есть весьма далёкие от классических стандартов плохиши – гламурный Лунный жир (Максим Шуткин) и «страшная аж жуть» по-вологодски окающая русско-народная Темнота на курьих ножках (Дмитрий Цурский).
Есть милота – олдскульные герои тетушка Пыль (Людмила Хмельницкая/ Вера Майорова), которую дядюшка Сырость с пышными усами (Александр Терешко) умилительно называет «душенькой». Человечек из часов Бум-тик в атласном халате с обшлагами (Александр Макаров). Смешной робот (Олег Кузнецов) и гусеница-бабочка с мультяшным голосом в меховой шкурке (Лина Весёлкина).
Есть увлечённые работой родители (ну-ка, кто не признал себя в них, поднимите руки). Свет далёких звезд отражается в их золотых скафандрах луноходцев и добывателей лунного сыра (Дмитрий Варшавский и Дарья Бондаренко).
Сильное впечатление оставляет летящая сценография, втягивающая в себя подобно «кроличьей норе» и заставляющая глаза путешествовать в постоянно меняющихся декорациях. У спектакля фантастическая визуальная картинка, а стилевое оформление напоминает листание страниц в книжке. На сцене по-цирковому поднимают актёров ввысь, погружают в зловещий мрак, рисуют светом яркие разноцветные «пятна Роршаха», управляют ветром и огнём из сопла ракеты, запускаемой в космос. В чёрно-кожаном костюме Темноты в сочетании с облачением медсестры и курьими лапами не отказался бы выйти на красные дорожки эпатажный Билли Портер.
Язык ассоциаций в спектакле не менее силен, чем визуальный. Проблемы суетного мира взрослых подчеркивает бездушность и обезличенность хайтековского интерьера, а одушевленные Пыль, Сырость и Старинные часы олицетворяют сердечность старшего поколения. Робот, умеющий чувствовать и распускать на себе цветы, и умилительная бабочка-гусеница своего рода символы содружества прогресса и природы. Удивило, что дети, выбрав своих родителей, ведут себя более жертвенно, чем сами родители, которые присутствуют в их жизни, прячась за подарками и пустыми обещаниями.
Синергия талантливых людей – великая сила! В Театре на Малой Бронной однозначно превышена их концентрация. Только влюблённые в искусство люди, «романтики с большой дороги» способны творить настоящее Ars vitae на театральной сцене, а форма детской сказки здесь лишь вежливая условность. Спектакль «Лунная масленица» предназначен для семейного просмотра и для продвинутых пап и мам. Возрастные качели от 6- к 6+ и до 100+.
Режиссер-постановщик — Филипп Григорьян
Сценография и костюмы — Филипп Григорьян и Влада Помиркованная
Консультант постановки — Илья Кухаренко
Хореограф — Анна Абалихина
Композитор — Андрей Борисов
Художник по свету – Сергей Васильев
Спектакль «Женщина-Змея» - терапевтическая сказка с густо сентиментальным хэппи-эндом.
Режиссёр Кирилл Вытоптов построил свой спектакль на контрасте фрагментов текста знаменитого «Слово о полку Игореве» и реальных историй людей, работающих в охране.
«НОРМА» - это своего рода политическое искусство, когда нерешённые в обществе социальные проблемы переходят на территорию театра.
В конце XIX века здесь были построены доходные дома и открылся концертный зал, на сцену которого выходили Шаляпин, Собинов, читал свои первые стихи Маяковский.
22 сентября в Театре на Малой Бронной прошел пресс-показ спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина в постановке Сергея Голомазова.
Переезд неизбежен, но худрук очень надеется, что реконструкция не займёт целых три года.
Пьесу Артура Миллера «Салемские ведьмы» поставил на сцене Театра на Малой Бронной художественный руководитель театра и режиссёр Сергей Голомазов.
В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.
Авторские экскурсии, старинные песни и подарок от Арины Родионовны — 21 мая Ленинградская область присоединилась к Всероссийской акции «Ночь музеев»
Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов
Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.
В МХТ состоялась премьера спектакля "Контрабас (Новое звучание)" по раннему произведению Патрика Зюскинда.
«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская.