12.10.2018 10:15

«Сказка о царе Салтане» — поэзия, ставшая танцем

На сцене ЦДР на Соколе, в рамках оригинального авторского проекта «Процесс. Сказка», состоялась премьера нового спектакля «Сказка о царе Салтане» по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Хореограф-постановщик Наталья Фиксель, в ролях Григорий Данцигер, Александр Занин, Анастасия Кардапольцева, Антон Кирюшин, Екатерина Кислова, Наталия Лесниковская, Ксения Макарова, Виктор Маминов, Анастасия Пронина, Данила и Павел Рассомахины, Виктор Сапёлкин, Юлия Учиткина, Сэсэг Хапсасова.

Идея хореографической лаборатории «Процесс. Сказка.» возникла в стенах ЦДР под руководством Владимира Панкова не так давно. Однако, благодаря постоянным творческим поискам и упорной работе лаборатории, репертуар ЦДР постоянно пополняется все новыми и новыми спектаклями, которые, пожалуй, нельзя назвать спектаклями в строгом, традиционном смысле этого слова. Здесь, скорее, уместно слово «эксперимент», научно-исследовательский творческий опыт.

Только здесь не смешивают в пробирках химические реактивы, не собирают электрические цепи, ничего не кипятят и не взрывают. Здесь экспериментируют с музыкой, словом и движением в самых разнообразных формах и пропорциях. Объектом смелых экспериментов выбрана сказка в широком смысле этого слова: народная, авторская, древняя, современная, популярная или никому не известная. В результате переплетения и взаимодействия разных жанров и творческих приемов происходит создание «новой современной мифологии», что, конечно, не может оставить зрителя равнодушным.

Вариант «Сказки о царе Салтане», рожденный в стенах ЦДР, не имеет своей целью передать хорошо известный авторский текст. Здесь, скорее, создается атмосфера, дух пушкинской эпохи. Само действие напоминает набросок, предварительный эскиз, сделанный художником, который задумал написать монументальное полотно. Минимум декораций, лаконичные костюмы, полотна ткани, символизирующие предметы и природные явления, только слегка обозначают неживые объекты, перенося акцент на действия персонажей. И, как это часто бывает, набросок имеет самостоятельную художественную ценность, хотя в нем нет основательности и пафоса, а есть вместо этого легкость, скорость и простота.

Все действие выглядит нарисованным точными, быстрыми, четкими штрихами, построенными на ассоциациях, подсознательных ощущениях и догадках. Персонажи могут меняться местами, превращаться в кого угодно — почти никаких рамок и условий. Особенно интересна сюжетная линия трех отрицательных (у Пушкина) персонажей: Ткачихи, Поварихи и Сватьи. В оригинале эти женщины обычно не вызывают у читателя сочувствия и симпатии. Но в интерпретации сказки на сцене ЦДР это три прекрасные девы, ничуть не хуже царицы, исполняющие весьма впечатляющие хореографические композиции, которые сильно выделяются на общем фоне. Они гармоничны, изящны, профессиональны, очень выразительны и, на мой взгляд, являются украшением спектакля. Конечно, как всегда, на высоте братья Рассомахины в роли Гвидона. Благодаря этой режиссерской находке, князь стал многогранен, как никогда.

На сегодняшний день творческая лаборатория «Процесс. Сказка» находится в постоянном поиске новых форм театрального искусства: спектакль как пластическая картина, танец как синтез балета, акробатики и драматической игры, музыка как одно из действующих лиц, как полноправный персонаж со своим текстом, а не просто фон. Это не традиционный спектакль, не балет и не пантомима. Это синтез нескольких жанров, который смотрится так естественно, что скоро перестаешь задумываться о том, из чего именно и в каких пропорциях составлено данное произведение. Да это и не важно. Важно, что процесс продолжается и развивается, а это значит, что у нас впереди еще много удивительных открытий, которые нам подарит хореографическая лаборатория ЦДР «Процесс. Сказка».

Сказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья ФиксельСказка о царе Солтане, реж. Наталья Фиксель

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, спектакль, ЦДР.

Комментарии


Другие публикации

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

26.03.2019 в 23:05

Рок Карамазовых


Режиссёр Александр Рагулин рискнул оказаться посмешищем, заработать скандальную репутацию, но всё-таки поставил рок-оперу «КарамазоВы».

Дата мероприятия: 25.03.2019

Шоу-спектакль «Контора»


В театра комедии им. Акимова возвращается «Контора» - упоительно смешной и злободневный спектакль.

21.03.2019 в 09:04

Самоирония. В Театре Пушкина поставили спектакль о зрителях и актерах


По сюжету пьесы, в игру актеров, показывающих «Лондонского купца», вмешиваются зрители - бакалейщик и его жена. Они лучше знают, как играть актерам.

19.03.2019 в 16:56

Кортнев и Белоголовцев стали жителями города Лжедмитрова


«В городе Лжедмитрове» - это театральная постановка с песнями и танцами, впрочем речь пойдёт о важных и серьёзных вещах.

27.02.2019 в 23:25

Счастливого дня смерти. Снова!


Что может быть лучше, чем вернуться обратно и прожить тот ужас по-новому!

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

16.02.2019 в 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается


На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам».

11.02.2019 в 21:53

«Моби Дик»: в океане рока и поэзии


В Культурном центре «Москвич» состоялась премьера рок-поэмы, вдохнувшая новую жизнь в легендарного «Моби Дика».