03.02.2020 10:15

Новый Тартюф в стиле Дель-Арте

Конечно трудно, даже невозможно соревноваться с любимовским Тартюфом, уже полвека не сходящим со сцены. Режиссер Юрий Муравицкий поставил совершенно другой спектакль, и, чтобы избежать сравнений, он пригласил участвовать молодое поколение актёров, которые в своей работе никогда не пересекались с Юрием Любимовым. Похоже, спектакль удался, что подтвердили восторженные аплодисменты на предпремьерном показе 29 января.

Что это было: французский фарс или клоунада в стиле шоу Славы Полунина? Наверное, всего понемногу. Здесь явно прослеживаются и брехтовский приоритет формы над содержанием, и мейерхольдовская биомеханика. Клоунские маски персонажей, утрированно барочные костюмы, тексты Мольера, звучащие с нарочитым грассированием, словесные перепалки героев в стиле реп создали свое особое настроение.

Для актеров задача просуществовать весь спектакль в этом линейном мире оказалась непростой. По словам актрисы Дарьи Авратинской, исполнившей роль Эльмиры, самым сложным было отказаться от школы переживания Станиславского и попытаться идти от внешнего. Надо сказать, что попытка удалась. Персонажи очень хороши.  Бесподобна Госпожа Пернель, в чёрном одеянии с горбом и тростью, удары которой наводят ужас на всех домочадцев. Образ воплощенного невежества, заставляющего содрогаться окружающих, прекрасно создала Надежда Флёрова.

Василий Уриевский замечательно исполнил роль Оргона, достойного сына своей матушки, упрямого глупца, готового отдать проходимцу все свое богатство. Его шурин, Клеант, роль которого исполняет Артем Болотовский, красноречив и убедителен, но только не для Оргона. Сам Тартюф в исполнении Романа Колотухина готов принять любой облик в зависимости от обстоятельств. Перед Оргоном он — святоша, перед его женой – страстный обольститель, а в своих мечтах он видит себя мега-рок-звездой. Марианну, так похожую на говорящую куклу Барби, красивую и абсолютно безмозглую, очень смешно сыграла Полина Куценко. В роли ее служанки была неотразима и зажигательна Евгения Романова. Именно Дорина единственная оказалась способна противостоять мошеннику и придумать хитроумный план по его разоблачению. Хочется отметить также Павла Бессонова в роли слуги-арлекина, грустно наблюдающего за происходящим, как будто предвидящего грустный конец.

Замечательную запоминающуюся музыку к спектаклю написал композитор Луи Лебе. Спектакль идет в сопровождении живой музыки, что всегда очень оживляет действие, придает яркость.

Сценограф Галина Солодовникова придумала для кукольно-барочных персонажей такое же странное пространство на каркасе в виде комнаты с неестественно углубленной перспективой. Эта комната напоминает то ли фургон бродячих артистов, то ли складной кукольный домик. Это пространство отзывалось на происходящее постоянными метаморфозами, меняя свой цвет от нейтрально-белого до зловеще-красного. А в момент наибольшего напряжения, когда Оргон, поддавшись влиянию мошенника Тартюфа, проклинает своего сына, пространство просто разрывается. Такие красивые, внешне надежные стены оказываются сделанными из обыкновенной бумаги. А за пределами этого бумажно-благополучного мира – тьма, холод, неопределенность, несущие гибель кукольным персонажам.

Спектакль оставляет много вопросов. Почему выбран такой язык, такой стиль, странные уродливые костюмы, маски, похожие скорее на боевую раскраску индейцев? Ради чего этот эпатаж? Совершенно обескураживает конец спектакля. Вместо оптимистичного мольеровского окончания истории, сквозь прорехи в стенах начинает поступать дым или газ, голос в мегафон зачитывает последние реплики пьесы, а персонажи как тряпичные куклы падают замертво. Напрашивается параллель с трагедией, происшедшей на мюзикле Норд-Ост. О чем это? Что связывает сатиру Мольера с современным терроризмом? У меня ответа нет.

Тартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий МуравицкийТартюф, реж. Юрий Муравицкий

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.

Другие публикации

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

31.12.2021 в 14:24

Предновогодний сюрприз в Театре на Таганке


В канун нового года недавно объединенному Театру на Таганке преподнесли сюрприз! На должность главного режиссёра театра назначен Юрий Муравицкий.

21.12.2021 в 18:13

«Онегин» с канадским акцентом


В Театре на Таганке состоялась премьера мюзикла «Евгений Онегин» в постановке Алексея Франдетти.

13.12.2021 в 21:36

Урожай. Молодежь на лабораторном стекле Марфы Горвиц


В театре на Таганке представили премьерный спектакль Марфы Горвиц «Урожай» по пьесе Павла Пряжко.

13.05.2021 в 00:36

Поезд памяти и милосердия на сцене Таганки


В театре на Таганке состоялась премьера спектакля Дениса Хусниярова «Спутники» по одноименной повести Веры Пановой.

29.04.2021 в 20:53

«Вишневый сад» на французский манер


В Театре на Таганке состоялась премьера Юрия Муравицкого «Вишневый сад. Комедия.» по пьесе Антона Чехова.

30.08.2020 в 10:29

Детективные страсти на Таганке


Работа режиссерской лаборатории в театре на Таганке продолжилась показом эскиза Александра Софонова "Фандорин" по мотивам романа Бориса Акунина "Весь мир — театр".

29.08.2020 в 23:14

Капитал для чайников: открытая репетиция в театре на Таганке


В театре на Таганке показали очередной эскиз из проекта "Репетиции" под названием "Капитал". Так же называется эпохальный труд Карла Маркса. И это не совпадение!

13.08.2020 в 23:32

Таганка открыла сезон «Белым шумом»


В рамках проекта «Репетиции» Театр на Таганке представил эскиз спектакля Галины Полищук «Белый шум».

10.10.2019 в 10:56

Хармс, cтаруха и коза на веревочке


1 октября в рамках проекта «Репетиции» в Театре на Таганке прошел показ спектакля «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

11.11.2018 в 21:52

«Город на память». 138. За кулисами Театра на Таганке


Справедливости ради надо сказать, что режиссёр Юрий Любимов пришёл не на пустое место, в старом Театре драмы и комедии уже служили интересные актёры.

03.10.2018 в 00:32

«Город на память». 062. Театр на Таганке


В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы.

22.10.2017 в 19:58

К 80-летию Александра Вампилова в театре на Таганке поставили «Старшего сына»


Это одна из популярнейших пьес драматурга, много раз поставленная в разных театрах.

02.07.2017 в 20:33

Диагноз – “тургеневская девушка”


На Малой сцене театра на Таганке состоялся показ эскиза к будущему спектаклю по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне".