07.01.2020 11:48

«Город на память». 539. Тверская-Ямская от Ханжонкова до Пугачёвой

7 января 2020 года
Фотопроект «Город на память». 539. Тверская-Ямская от Ханжонкова до Пугачёвой

Названия Тверских-Ямских улиц связаны с появлением в этих местах Тверской ямской слободы. Со времён Ивана Грозного и до конца XIX века ямщики перевозили почту, пассажиров и грузы сначала по тракту Москва-Тверь, а затем Москва-Санкт-Петербург. Дворы жителей слободы располагались рядами вдоль дороги, образуя улицы. На плане Москвы 1843 года они обозначены как Верхняя, Малая, Большая, Средняя и Задняя Тверские-Ямские улицы.

А затем в топонимике Тверской ямской слободы наступил полный хаос. Судите сами, те же самые пять параллельных улиц в разные годы стали называться:

1852 год, Хотевский план Москвы: 3-я, 2-я, Большая, Вторая, Третья Тверские-Ямские улицы
1859 год, план Столичного города Москвы: Третья, Вторая, Первая, Вторая, Третья
1878 год, план столичного города Москвы: 1-я, Малая, Большая, Средняя, Задняя
1881 год, план города Москвы: Малая, Верхняя, Большая, 2-я, 3-я
1901 год, издание Суворина: 3-я, 2-я, Большая, Брестская улица, Ильинская улица
1915 год, издание Суворина: 3-я, 2-я, Большая, 1-я Брестская, 2-я Брестская
1934 год, Новый схематический план Москвы: 3-я, 2-я, улица Максима Горького, 1-я Брестская, 2-я Брестская
2020 год, яндекс-карты: 3-я, 2-я, 1-я, 1-я Брестская, 2-я Брестская

Периферийные улицы часто меняли названия, а центральная улица ямской слободы на протяжении почти всей своей истории называлась Большой Тверской-Ямской. В 1932 году её объединили с Тверской улицей под общим названием улица Горького, причём случилось это ещё при жизни известного русского литератора Максима Горького. Вообще-то его настоящее имя было Алексей Пешков, но свои первые рассказы он стал публиковать под псевдонимом, который к нему накрепко приклеился. Горький стал одним из самых издаваемых в СССР писателей, уступая по тиражам лишь Пушкину и Толстому.

Аборигенам советской Москвы затруднительно привыкнуть к высосанным из пальца переименованиям площади Маяковского в Триумфальную и улицы Горького в 1-ю Тверскую-Ямскую.


Современный вид


1-я Тверская-Ямская улица, 1с2 — здание Министерства общего машиностроения СССР (1955, архитектор Владимир Бутузов), которое поглотило дореволюционные строения — доходный дом (1904, архитектор Адольф Эрихсон) и дом Ханжонкова (1913, архитектор Александр Фольбаум).

С именем Александра Ханжонкова связано становление российского кинематографа. В 1906 году он основал компанию для «производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». «Торговый дом Ханжонкова» быстро вырвался в лидеры российского кинопроизводства, в 1911 году выпустил на экраны первый полнометражный российский фильм «Оборона Севастополя», а спустя год представил публике первый в мире сюжетный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

С 1907 по 1920 год кинофабрика Ханжонкова создала 430 художественных и 272 документальных фильма, затем была национализирована и стала 1-й фабрикой Госкино. Первые опыты художественного синематографа сейчас выглядят слишком примитивными, а вот хронику было бы очень интересно посмотреть, например, ленты «Московская Окружная железная дорога» (1908), «Московские бега» (1908), «Наводнение в Москве» (1908), «Автомобильные гонки в Москве 17 мая 1909 г.» (1909). Операторы- «съёмщики» путешествовали по всей Российской империи, снимая образовательные фильмы «Великая русская река Волга», «В стране чукчей», «По рекам Сибири», «По ущельям Кавказа», «Рыболовство на Камчатке», «Виды и типы Средней Азии» и другие.

В 1979 году студия ЦСДФ смонтировала замечательный фильм «Синема в России», полностью состоящий из фрагментов дореволюционных кинолент: https://www.youtube.com/watch?v=cwu5bdg-KNw

А в 1913 году за сто лет до появления youtube для демонстрации кинофильмов Ханжонков построил на Большой Тверской-Ямской улице электротеатр «Пегас», открывшийся 24 ноября двухчасовой программой с фрагментами лучших фильмов и демонстрацией новой ленты «Страшная месть» по рассказу Гоголя. В финале презентации Ханжонков удивил зрителей, продемонстрировав только что снятый ролик с их участием.

«Сюда, к Ханжонкову, шла «вся Москва», чтобы не только посмотреть новинки российского экрана, но и увидеть самый современный и «культурный синематограф», каким был «Пегас»,- вспоминал один из старейших киноведов профессор Сергей Комаров. Зрительный зал был рассчитан на 800 человек, располагавшихся на трёх ярусах, а экран был самый большой в Москве — 9х6 метров. После прихода советской власти, в 1918 году, кинотеатр «Пегас» был национализирован и стал первым кинотеатром рабочих профсоюзов – «Горн», а спустя два года переименован в «Межрабпром» и специализировался на показе продукции киностудии «Межрабпомфильм».


В советские годы кинотеатр пережил несколько реконструкций — в 1936 году по проекту Дмитрия Чечулина с присвоением нового названия «Москва», в начале пятидесятых в процессе встраивания в министерскую многоэтажку и в 1978 году для создания более комфортных условий число зрительских мест сократили до 550. При всех метаморфозах архитекторы старались сохранять исторические интерьеры кинозала и фойе, лишь в 1952-1955 годах Борис Мезенцев добавил «сталинского ампира», устроив атриум с парадными лестницами.

В 1991 году кинотеатр «Москва» сменил название и открылся как киноцентр «Дом Ханжонкова», в котором демонстрировалось отечественное кино и проводились фестивали. Поначалу интеграция в министерское здание давала кинотеатру некоторые преимущества в виде ремонта общих коммуникаций и благоустройства прилегающей территории, но в постсоветский период здание перешло в ведение Управления делами Президента, резко поднявшего арендную плату в целях «повышения эффективности использования федерального имущества».

Заявления деятелей культуры, обращения кинозрителей и публикации в прессе были проигнорированы властями — «Дом Ханжонкова» закрылся в 2004 году, не имея возможности платить непомерную арендную плату. Место киношных нищебродов заняли коммерчески состоятельные заведения — шашлычная, пивная, концертный клуб. Внутренний объём оказался поделён между тремя новыми арендаторами, полностью уничтожившими планировку и интерьеры — как дореволюционные, так и сталинские. Ныне основное здание относится к Министерству экономического развития РФ.


Вход со стороны 1-й Брестской улицы


Концертная сцена в клубе «Москва» вместо кинозала

Группа «Дайте два» и Вера Панфилова (Кинчева) выступают в клубе «Москва», арт-пространство «Коридор» (2011)

В День донора к этому дому приезжает трейлер с фургоном мобильного пункта переливания крови Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Донором может стать любой человек старше 18 лет, который не имеет противопоказаний. Кровь требуется пострадавшим от ожогов и травм, при проведении сложных операций, при тяжёлых родах, а больным гемофилией или анемией — для поддержания жизни. Кровь является жизненно необходимой для онкологических больных при химиотерапии.

Москвичи и гости столицы наблюдают прохождение парадных колонн военной техники


1-я Тверская-Ямская улица, 2с1 — доходный дом (1899, архитекторы Владимир Шервуд, Илларион Иванов-Шиц), принадлежавший до революции семье Хомяковых (их герб размещался на фасаде). В нём открылся один из лучших нумизматических салонов Москвы «Старинные монеты», а в советские годы в здании располагались редакция журнала «Юность» и ресторан «София».

Дом чудом уцелел в 1941 году после попадания фугасной бомбы, дважды избежал сноса в 1970 году во время прокладки тоннеля под площадью Маяковского (градостроители не посмели посягнуть на здание, в котором несколько раз бывал Владимир Ленин) и во время массовой зачистки старой Москвы в канун Олимпиады-80.

В наши дни несколько помещений занимает пресс-центр информационного агентства «Интерфакс». Коммунист Геннадий Зюганов и литератор Дмитрий Глуховский в «Интерфаксе».

Гипсовый бюст писателя и философа Александра Радищева был установлен на площади в 1918 году и стал одним из первенцев ленинского плана монументальной пропаганды. Скульптор Леонид Шервуд по просьбе Ленина и Луначарского изготовил две авторские копии бюста — для Москвы и Петрограда. В Питере памятник вскоре упал и разбился, а московский Радищев простоял до начала реконструкции площади, в 1930-е годы был демонтирован и передан в фонды Музея архитектуры.


Здание прекрасно видно издалека со стороны площади Маяковского и Садового кольца, поэтому ещё в советские годы на крыше стали размещать рекламные конструкции. Начиная с девяностых, фасад превратился в большой биллборд с рекламой товаров и анонсами кинопремьер.

Прилегающий квартал (1-я Тверская-Ямская улица, владение 2) изначально был застроен доходными домами среди которых располагалось здание Реалистического театра. С 1937 по 1970 год здесь работал Центральный театр кукол Сергея Образцова, а вскоре после переезда кукольников в новое здание квартал начали сносить.

Новостройка на месте Театра кукол

В восьмидесятые годы на этом месте был разбит сквер, в 2005 году открылся второй вход на станцию метро «Маяковская». Этот вход планировали встроить в здание нового торгово-офисного центра, но проект застройки участка пересмотрели и теперь здесь растут этажи гостиницы и комплекса апартаментов Fairmont & Vesper Residence.


Бюст Владимира Маяковского работы скульптора А.Кибальникова (автора памятника поэту на площади)

В оформлении вестибюля станции принял участие художник Иван Лубенников, выполнивший мозаики на темы стихотворений Маяковского.


1-я Тверская-Ямская улица, 3с1 — административное здание Наркомата вооружений (1938-1940, архитекторы Д.Чечулин, К.Орлов)

Лепнина по-прежнему украшает фасад, а кронштейны для флагов уже демонтированы


1-я Тверская-Ямская улица, 4 — жилой дом для сотрудников Николаевской железной дороги (1910), поначалу на этаже было по две квартиры, но при советской власти жильцов уплотнили, устроив коммуналки.


1-я Тверская-Ямская улица, 5 — деловой центр «Галс-Тауэр» (1996—2001)


1-я Тверская-Ямская улица, 6 — дом ямщиков Езерских (1831) не раз подвергался реконструкции, был приспособлен для размещения счетоводческих курсов Ф.Езерского, в 1903 году надстроен до пяти этажей по проекту архитектора Клавдия Розенкампфа и использовался в качестве доходного дома, а в 1996 году изменился внешний вид его фасада.


1-я Тверская-Ямская улица, 7 — жилой дом работников ЦК КПСС (1974—1977). При заселении элитного дома соседями партийных работников стали известные артисты и спортсмены, учёные и генералы, дипломатические сотрудники.

На одном этаже оказались квартиры режиссёра театра и кино Марка Захарова и эстрадной примадонны Аллы Пугачёвой, которая проживала здесь с 1981 по 1994 год и оставила любимую квартиру № 13 в пользу не менее любимой дочери — Кристины Орбакайте.


1-я Тверская-Ямская улица, 8 — доходный дом (1912), запомнившийся в советские годы аптекой № 93, которая долгое время сохраняла торговое оборудование начала ХХ века в стиле модерн, и кафе «Охотник» с оригинальными интерьерами, в которых были уместны блюда из дичи.


1-я Тверская-Ямская улица, 9 — жилой дом Моссовета (1933, архитектор С.Козлов)


1-я Тверская-Ямская улица, 10 — жилой дом (1989, архитекторы М.Былинкин, С.Шестопалов)


Актриса Алика Смехова в книжном магазине «Буква»


1-я Тверская-Ямская улица, 12 — жилой дом (1943)


1-я Тверская-Ямская улица, 14 — административное здание компании Ростелеком (1998—1999)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Тверская, прогулки по Москве, Москва загадка.

Другие публикации

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.

15.06.2020 в 14:50

«Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»


В старину Москва-река преподносила сюрпризы - летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города.