Население развитых стран стареет, зарплаты растут, а молодежь не торопится выбирать профессии, связанные с тяжелым ручным трудом.
Наиболее остро проблема ощущается в Японии: возраст трети строителей в этой стране перевалил за 54 года – при этом лишь 10% людей младше 30 лет выбирают соответствующую карьеру. Стоимость роботизированного оборудования, напротив, сокращается, растут и возможности новых машин. Как ожидается, численность японских рабочих упадет с 3.4 млн человек в 2014 году до 2.2 млн к 2025 году. И это на фоне того, что по данным QY Research, объемы глобального рынка строительных роботов удвоятся и достигнут $420 млн – в 2017 году они составили $200 млн.
Джереми Сирока (Jeremy Searock), сооснователь Питтсбургской компании Advanced Construction Robotics, оценивает средний возраст американских строителей в настоящее время примерно в 43 года – всего десять лет назад оценки колебались между 30 и 40 годами. Согласно опросам, проведенным в августе 2018 года, порядка 80% американских заказчиков сталкиваются с кадровым голодом и испытывают жесткий дефицит специалистов.
Что будет со строительством в подобной ситуации? То же, что и со многими другими областями человеческой деятельности, постепенная автоматизация.
Самое ближайшее Будущее сулит развитие алгоритмов с элементами ИИ и сети 5G, которые, в свою очередь, оптимизируют процессы взаимодействия разнородных систем. Точность и высокая степень координации действий позволят перейти от использования громоздких и неуклюжих машин к гетерогенному “рою” строительных систем, состав которого можно адаптировать к конкретным условиям и возводимому объекту. Согласно исследованию, проведенному специалистами из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне и Института экономической политики Среднего Запада, к 2057 году роботы будут выполнять почти 50% всех строительных работ.
В Наньянском технологическом университете, Сингапур, разработали роботов для 3D-печати, способных распределять задачи. Многие современные устройства “учатся” почти таким же образом, как человеческие дети – вот только каждый усвоенный урок и каждое открытие навсегда остаются в облачной памяти всех устройств данного типа.
В Shimizu, одной из крупнейших японских строительных компаний, сейчас экспериментируют с целым рядом разнообразных роботов. Robo-Carrier транспортирует тяжелые гипсокартонные элементы по стройплощадке, распознавая преграды и уклоняясь от столкновений, Robo-Welder сваривает стальные колонны, определяя контуры объектов при помощи специальной лазерной системы, а Robo-Buddy вставляет шпильки с резьбой и монтирует потолки. Роботы трудятся в автономном режиме, человек-оператор раздает им указания с планшета.
С годами число и разнообразие таких систем существенно возрастет.
Начиная с 2015 года, Shimizu инвестировали в строительных роботов порядка $179 млн – в отдельных отраслях машины сократили потребность в рабочей силе на 70-80%.
Возможности строительных роботов растут день ото дня. В 2017 году в Advanced Construction Robotics разработали устройство TyBot, предназначенное для автономного скрепления арматуры. Систему использовали в ходе строительства дорожного моста в Пенсильвании, где робот связал 24 тысячи пересечений, затрачивая на каждое по 5.5 секунд. Сейчас компания заканчивает строительство пятого по счету робота.
Токийский Национальный институт передовых промышленных наук и технологий представил миру прототип робота HRP-5P, способного монтировать перегородки из гипсокартона. Нью-Йоркская Construction Robotics выпускает полуавтономные системы для укладки кирпичей, получившие название SAM. По словам разработчиков, производительность такого робота достигает 380 кирпичей в час – в 6 раз быстрее человека-каменщика.
Австралийский стартап Fastbrick Robotics также представил робота-каменщика Hadrian – как ожидается, коммерческие системы, способные укладывать до 1 тысячи кирпичей в час, поступят в массовое производство в 2019 году. Стоимость одного робота составит порядка $2 млн.
Стройплощадки будущего принадлежат роботам – машины смогут трудится без устали, денно и нощно, без отпусков, выходных и праздников. Роботизация повысит безопасность и качество, а также позволит архитекторам дать волю фантазии – высокая доля автоматизации снимет ряд ограничений по кастомизации форм и объектов.
По материалам: bbc.com; источник иллюстрации – picasa.com.
Рубрика: Личные блоги. Метки: строительство, роботы, робототехника, роботизация.
В столице состоялся Национальный чемпионат по робототехнике «ROBOTICS CHAMPIONSHIP – Москва 3.0.».
Виртуальный Санта Клаус доволен: в 2018 году ИИ вел себя хорошо. Особых сокращений и ужасов не последовало, а в мир пришли замечательные инновации.
Пока эксперты спорят о том, способно ли человечество создать безаварийные робомобили, автономные грузовики методично таскают грузы в карьерах и на строительных площадках.
Автономные модульные роботы: “виртуальные конвейеры” и гибкая логистическая сеть для мира будущего?
Анималистические роботы - квадрупеды Boston Dynamics и ANYbotics привлекают внимание, однако есть ли у таких поделок коммерческий потенциал? Разберемся!
Тренд на удешевление стоимости промышленных роботов вскоре дополнится упрощением и удешевлением их интеграции и программирования. Промышленная революция уже на подходе?
Пожарных Китая оснащают роботами, способными заливать огонь водой или пеной, отводить дым и обнаруживать источники возгорания.
Может ли искусственный интеллект писать классическую музыку, неотличимую от творчества людей? Вопрос запоздал на пару лет.
Развертывание робомобилей: дорогостоящий пиар и популизм властей развитых стран или насущная необходимость, нуждающаяся в любых доступных инвестициях?
В ближайшие годы многим корпорациям придется выбирать между тотальной автоматизацией производства и включением в процессы горстки людей. Каким окажется выбор?
Это место словно сглазили: возведённые дома превращались в трущобы, население вымирало, а уже в советские годы сразу три масштабных проекта потерпели фиаско.
Роботизация - тропа к безработице, неравенству и Скайнету, или отличный инструмент для построения мира 2.0? Давайте разберемся!
В ближайшие годе, через океан грузы перевезут морские и воздушные беспилотники. Какие? Давайте разберемся!
В Таиланд приходят роботы: национальная компания CT Asia Robotics представила миру новое поколение роботов Dinsow Mini с элементами искусственного интеллекта.
Помимо услуг такси, робомобили займутся доставкой товаров. Cleveron задумались о том, что будет, если оснастить автономного курьера роборукой.
Сеть супермаркетов Walmart планирует начать эксплуатацию роботизированных автономных чистящих пол машин в своих магазинах, начиная с конца января 2019 года.